Ге Николай Николаевич
Картины и биография

Русский художник Ге Николай Николаевич (Ge Nikolay Nikolaevich) родился 15 (27) февраля 1831 года в Воронеже в семье помещика. Редкая фамилия художника объясняется тем, что его предком был выходец из Франции (в французском написании Gay). Николай Ге – выдающийся мастер портрета, сюжетной, исторической и религиозной картины, обновивший ее язык в преддверии символизма и авангарда. Николай Николаевич Ге первоначально учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов (1847-1850).
В 1850 будущий живописец поступил в Академию художеств, которую окончил в 1857 году. Во время учебы в Академии испытал большое влияние К.П. Брюллова и А.А. Иванова. Работал в Риме и Флоренции (1857-1869), в Санкт-Петербурге, а с 1876 года – на хуторе Ивановский в Черниговской области. Николай Николаевич Ге был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Первой, по собственным словам художника, «самостоятельной картиной», к тому же вызвавшей бурный общественный резонанс, стала «Тайная вечеря» (1863, Русский музей). Ге отказался здесь от академически идеализированной трактовки религиозного сюжета, представив его как реальную психологическую драму. Противостояние Христа и Иуды, тема отступничества наложились в сознании интеллигенции на смуту и раскол, царившие в политической оппозиции тех лет, что усилило актуальность картины.
Другим важным успехом Ге явился портрет Александра Ивановича Герцена, «рембрандтовский» в своей драматической светотени, влекущий особой пытливой остротой герценовского взгляда. Трагический конфликт не только двух персонажей, но и двух антагонистических эпох русской истории пронизывает картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, Третьяковская галерея).
Картины «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874, Третьяковская галерея) и «Пушкин в Михайловском» (1875, Харьковский художественный музей) уже не достигают такой драматической силы, хотя и в них Ге, предвосхищая «Мир искусства», стремится придать образам прошлого особую, «современную», эмоциональную остроту. Отдав дань романтизму, Ге с годами занимает уникальное положение в русском искусстве 19 века, – прежде всего, в силу возрастающей «протоавангардной» экспрессии своего колорита, чутко выражающего динамику внутренних духовных поисков мастера.
С 1880-х годов Николай Николаевич Ге становится близким другом и последователем Л.Н. Толстого. Стремясь «демифологизировать» Евангелие, приблизить его к мыслям и чувствам современников, Ге переходит к широкой, эскизной манере письма, обостряя цветосветовые контрасты. В картине «Что есть истина?» (1890, Третьяковская галерея) Христос изображен перед Пилатом, обращающим к нему свой насмешливо-цинический вопрос. Лев Николаевич Толстой высоко оценил это произведение, считая, по его собственным словам, что оно составляет «эпоху в христианской живописи», ибо вместо «отношения к Христу как к Богу» дает «нравственное понятие его жизни и учения» (из письма к Дж. Кеннану, 1890).
Экспрессионизм Ге, мощная выразительность крупного, мерцающего мазка достигают апогея в картинах «Христос и Никодим» (1880-е годы) и «Голгофа» (1893; обе в Третьяковской галерее). В двух вариантах «Распятия» (1892-1894; местонахождение одного неизвестно, другое хранится в музее д'Орсе в Париже) атмосфера исступленного отчаяния производила шокирующий эффект. Такого рода образы вызвали резкую критику со стороны церкви и консервативных кругов общества; с другой стороны, политические и религиозные вольнодумцы почитали их в виде своего рода «толстовских икон».
Параллельно мастер создает замечательные, полные внутренней одухотворенности портреты – в частности, портрет Л.Н. Толстого за письменным столом, который считается одним из лучших прижизненных изображений писателя. Портрет Н.И. Петрункевич на фоне окна, открытого в сад (1892-1893; оба – в Третьяковской галерее) демонстрирует и замечательный талант Ге-пейзажиста, поэта пленэрной живописи (пейзаж как звучный, лирически-страстный фон или как самостоятельный образ вообще играет в его искусстве весьма важную роль).
Хотя художник сам почти не занимался педагогической деятельностью, у него оказалось много преемников, которых влекло в первую очередь его «духовидческое» мастерство колориста. Отзвуки его искусства звучали очень мощно, в диапазоне от М.А. Врубеля до С.М. Романовича. Скончался Николай Николаевич Ге 1 (13) июня 1894 года на хуторе Ивановский в Украине.