Модильяни Амедео
Картины Часть 2
Наиболее полно раскрылся сложный талант Модильяни в портретном жанре. «Человек – вот, что меня интересует. Человеческое лицо – наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник», – пишет Модильяни. Никогда не делая портретов на заказ, художник писал только людей, судьбы которых хорошо знал. Модильяни в портретах друзей и знакомых словно воссоздавал свой собственный образ модели. Так, например, в портрете А. Зборовского (1918, Музей изобразительного искусства, Сан-Паулу) подчеркнуто поэтическое начало, присущее этому человеку романтического склада, поклонявшегося таланту Модильяни и бескорыстно занимавшегося продажей картин художника.
В остро выразительных портретах Диего Риверы (1914, Художественный музей, Сан-Паулу, Бразилия), Пабло Пикассо (1915, частное собрание, Женева), Макса Жакоба (1916, частное собрание, Париж), Жана Кокто (частное собрание, Нью-Йорк), Хаима Сутина (1917, Национальная галерея искусства, Вашингтон) художником точно найдены детали, жест, линия силуэта, цветовые доминанты, ключ к пониманию всего образа – всегда тонко уловленное характерное «состояние души».
В образах невинной Алисы (1915, Государственный художественный музей, Копенгаген), эксцентричной Берты Хэстингс (1918, частное собрание, Нью-Йорк), утонченной Луни Чековской (1919, частное собрание, Милан), мечтательной Жоан Эбютерн (1919, частное собрание, Лос-Анджелес) звучит тема человеческой красоты, трепетной одухотворенности, любви.
Портреты Модильяни полны особой, то угловатой, то плавной грации, выразительны и острохарактерны – при полной своей бездейственности и отсутствии мимики. Психологически портретны даже его знаменитые «ню», обнаженная натура.
При жизни Амедео Модильяни имел всего лишь одну выставку в декабре 1917 года и скончался в возрасте тридцати шести лет в парижской клинике Шарите, отверженный, на пороге своего признания. Модильяни умер 24 января 1920 года. Мировое признание художник получил посмертно.