Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Модильяни Амедео
Картины Часть 2

Портрет Modigliani

Наиболее полно раскрылся сложный талант Модильяни в портретном жанре. «Человек – вот, что меня интересует. Человеческое лицо – наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник», – пишет Модильяни. Никогда не делая портретов на заказ, художник писал только людей, судьбы которых хорошо знал. Модильяни в портретах друзей и знакомых словно воссоздавал свой собственный образ модели. Так, например, в портрете А. Зборовского (1918, Музей изобразительного искусства, Сан-Паулу) подчеркнуто поэтическое начало, присущее этому человеку романтического склада, поклонявшегося таланту Модильяни и бескорыстно занимавшегося продажей картин художника.

Модильяни Полетта Журден
Портрет Полетты Журден, 1919
Модильяни Женщина в черном галстуке
Женщина с черной лентой, 1917
Модильяни Женщина с запрокинутыми руками
Женщина с запрокинутыми руками
Модильяни Эльвира в белом воротнике
Эльвира в белом воротнике, 1918
Модильяни Портрет Хаима Сутина
Портрет Хаима Сутина, 1916
Модильяни Двое
Двое, 1918

В остро выразительных портретах Диего Риверы (1914, Художественный музей, Сан-Паулу, Бразилия), Пабло Пикассо (1915, частное собрание, Женева), Макса Жакоба (1916, частное собрание, Париж), Жана Кокто (частное собрание, Нью-Йорк), Хаима Сутина (1917, Национальная галерея искусства, Вашингтон) художником точно найдены детали, жест, линия силуэта, цветовые доминанты, ключ к пониманию всего образа – всегда тонко уловленное характерное «состояние души».

В образах невинной Алисы (1915, Государственный художественный музей, Копенгаген), эксцентричной Берты Хэстингс (1918, частное собрание, Нью-Йорк), утонченной Луни Чековской (1919, частное собрание, Милан), мечтательной Жоан Эбютерн (1919, частное собрание, Лос-Анджелес) звучит тема человеческой красоты, трепетной одухотворенности, любви.

Модильяни Алиса
Алиса, 1915
Модильяни Модель
Уснувшая модель, 1917
Модильяни Девушка в блузе
Юная девушка в полосатой блузе
Модильяни Луня Чековская
Портрет Чековской в профиль, 1919
Модильяни Желтый свитер
Желтый свитер, 1918
Модильяни Ученик
Молодой ученик, 1919

Портреты Модильяни полны особой, то угловатой, то плавной грации, выразительны и острохарактерны – при полной своей бездейственности и отсутствии мимики. Психологически портретны даже его знаменитые «ню», обнаженная натура.

При жизни Амедео Модильяни имел всего лишь одну выставку в декабре 1917 года и скончался в возрасте тридцати шести лет в парижской клинике Шарите, отверженный, на пороге своего признания. Модильяни умер 24 января 1920 года. Мировое признание художник получил посмертно.

Модильяни Ле гран ню
Ле гран ню, 1917
Модильяни Жанна в шляпке
Жанна Эбютерн в шляпке, 1917
Модильяни Цыганка с младенцем
Цыганка с младенцем, 1919
Модильяни Диди Хейден
Диди Хейден, 1918
Модильяни Кристина
Кристина, около 1916 года
Модильяни Маргарита с розой
Маргарита с розой, 1916