Нестеров Михаил Васильевич
Картины Часть 2
В больших, «соборных» картинах русский художник Михаил Васильевич Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления ("Великий постриг", 1898; "Святая Русь", 1901-1906). Самое большое полотно мастера – "На Руси. Душа народа." (первоначальное название "Христиане" 1914-1916) – включает в толпу «очарованных странников» фигуры Фёдора Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль в картинах мастера играет лирический пейзаж (написанная по соловецким впечатлениям картина "Молчание", 1903).
По-своему монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные Нестеровым образы родных и духовно-близких людей (Портрет дочери художника Ольги Михайловны Нестеровой, или так называемая "Амазонка", 1906; Портрет жены художника Екатерины Петровны Нестеровой в старорусском костюме, 1906; Портрет дочери художника Наташи Нестеровой на садовой скамейке, 1914; П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков, или "Философы", 1917, Государственная Третьяковская галерея).
Человек в портретах Нестерова зачастую предстает стоящим как бы «на краю», на изломе эпохи; образы впечатляют своим острым, исповедальным психологизмом, которому вторит печальная мелодика природы. Во времена советской власти художник уже не мог открыто писать библейские сюжеты и в своем творчестве переключается на портретную живопись. Однако лицам на его поздних портретах присуща все та же одухотворенность, что и в ранних его работах.
Не приняв Октябрьскую революцию, Михаил Васильевич Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная постреволюционная выставка картин Нестерова в 1935 году носит закрытый, «спецпропускной» характер. Сталинские репрессии не обошли стороной и семью Нестеровых.
По подозрению в шпионаже был задержан и расстрелян зять художника, известный московский юрист. А дочь художника Ольга, как жена врага народа, была сослана на поселение в Джамбул. В 1938 году арестовали и Михаила Васильевича. Полмесяца художника продержали в Бутырской тюрьме, но судьба и провидение оберегли выдающегося русского живописца от иных репрессивных действий власти по отношению к нему.
В годы сталинских репрессий художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой силы и энергии (портреты художников П. Д. и А. Д. Кориных (1930), академика И. П. Павлова (1935), хирурга С. С. Юдина (1935), скульпторов И. Д. Шадра (1934) и В. И. Мухиной (1940; все работы – в Третьяковской галерее) и другие портреты. Умер Михаил Васильевич Нестеров в Москве 18 октября 1942 года.