Перов Василий Григорьевич
Картины Часть 3
В поздний период своего творчества Перов стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант – 1879, Русский музей; «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880-1881, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-1882 годах) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин и другие художники.
В последние годы своей жизни Василий Перов, помимо создания картин и эскизов, увлекся художественной литературой, писал рассказы из жизни художников и собственные воспоминания. В мае 1882 года "Художественный журнал" опубликовал один из его рассказов "Новогодняя легенда о счастье". В нем есть такие слова: "...счастье имеет единственный глаз на макушке, который устремлен постоянно в небо, где живет Бог."
Василий Григорьевич Перов умер от чахотки в 49 лет в подмосковных Кузьминках (ныне Москва) 29 мая 1882 года. На панихиде присутствовали многие известные художники, меценат Павел Третьяков, совет преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества и студенты-живописцы.
Являясь одним из основателей критического реализма в искусстве, художник Василий Григорьевич Перов оказал огромное влияние на отечественную школу живописи. Мастер всегда чутко относился ко всем происходящим в стране социальным явлениям и силой своего таланта не только раскрывал их истинную суть, но и пытался находить пути выхода из кризиса, решать проблемы государства на высоком эстетическом уровне.