ArtLine

Перов Василий Григорьевич
Картины Часть 2

Перов Автопортрет

Русский живописец, автор жанровых картин Василий Григорьевич Перов был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Сила символико-психологического обобщения – и соответственно параллели с прозой Достоевского, – еще более значительны в «Утопленнице» (1867) и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (1868, обе картины – в Государственной Третьяковской галерее в Москве). Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и в картине с кабаком закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой бытовой среде подобие земного ада.

Перов Учитель рисования
Учитель рисования, 1867, ГТГ
Перов Утопленница
Утопленница, 1867, ГТГ
Перов Последний кабак
Последний кабак у заставы, ГТГ

Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Живописец создал образы ряда известных деятелей русской культуры («Драматург Александр Николаевич Островский», 1871; «Писатель Владимир Иванович Даль», «Историк Михаил Петрович Погодин», оба – 1872; все – Третьяковская галерея). Портрет Федора Михайловича Достоевского кисти Перова (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя.

Персонажи Перова, – в том числе крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872; оба – там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса; яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского).

Перов На железной дороге
На железной дороге, 1868, ГТГ
Перов Спящие дети
Спящие дети, 1870, ГТГ
Перов Странник
Странник, 1870, ГТГ
Перов Накануне девичника
Накануне девичника, 1870, Музей русского искусства, Киев
Перов Птицелов
Птицелов, 1870, Третьяковская галерея
Перов Дворник
Дворник, отдающий квартиру барыне, 1870-е, Ярославский музей

Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х годов («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; все – Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь – если говорить о литературных параллелях – приближается к писателю Николаю Семеновичу Лескову.

Впрямую литературные симпатии художника сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». Сам художник также обнаруживает писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881).

Перов Охотники на привале
Охотники на привале, 1871, ГТГ
Перов Рыболов
Рыболов, 1871, ГТГ
Перов Родители на могиле сына
Родители на могиле сына, 1874, ГТГ
Перов Безсонов Василий Владимирович
Безсонов Василий Владимирович, 1869, ГТГ
Перов Островский Александр Николаевич
Драматург Островский Александр Николаевич, 1871, ГТГ
Перов Достоевский Федор Михайлович
Писатель Достоевский Федор Михайлович, 1872, ГТГ

Картины Перова Часть 1 ►

Картины Перова Часть 2 ►

Картины Перова Часть 3 ►

Ferdinand Hodler