Перов Василий Григорьевич
Картины Часть 2
Русский живописец, автор жанровых картин Василий Григорьевич Перов был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Сила символико-психологического обобщения – и соответственно параллели с прозой Достоевского, – еще более значительны в «Утопленнице» (1867) и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (1868, обе картины – в Государственной Третьяковской галерее в Москве). Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и в картине с кабаком закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой бытовой среде подобие земного ада.
Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Живописец создал образы ряда известных деятелей русской культуры («Драматург Александр Николаевич Островский», 1871; «Писатель Владимир Иванович Даль», «Историк Михаил Петрович Погодин», оба – 1872; все – Третьяковская галерея). Портрет Федора Михайловича Достоевского кисти Перова (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя.
Персонажи Перова, – в том числе крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872; оба – там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса; яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского).
Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х годов («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; все – Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь – если говорить о литературных параллелях – приближается к писателю Николаю Семеновичу Лескову.
Впрямую литературные симпатии художника сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». Сам художник также обнаруживает писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881).