Прянишников Илларион Михайлович
Картины и биография
Прянишников Илларион Михайлович (Pryanishnikov Illarion Mikhailovich), русский художник-жанрист, действительный член Петербургской Академии художеств (1893). Родился 20 марта 1840 года в селе Тимашово Московской губернии (в настоящее время Калужская область). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856-1866) у Евграфа Семеновича Сорокина и Сергея Константиновича Зарянко. В 1870 году Илларион Прянишников был удостоен звания художника 1 статьи согласно действовавшего тогда в Российской Империи табеля о рангах.
Уже в первых работах Иллариона Прянишникова начала 1860-х годов ("Мальчик-коробейник"; "Чтение письма в мелочной лавке", 1864, обе картины – Третьяковская галерея, Москва; "Любитель", 1860-е, Русский музей, Санкт-Петербург) отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи.
А картина, написанная художником в последний год обучения, – "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865, Третьяковская галерея, Москва) – сразу принесла ему широкую известность. В картине "Шутники" Прянишников изобразил московских гостинодворцев, потешающихся над пропойцей-чиновником, который пляшет перед ними под звуки гармоники.
Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1871, Харьковский художественный музей; второй вариант картины – 1872, Третьяковская галерея), которые экспонировались на первой передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи.
Произведения Прянишникова 1870-х годов отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни. Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874, Третьяковская галерея, Москва).
Первым из живописцев Илларион Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.
В 1880-1890-х годах Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887, Третьяковская галерея, Москва), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.
Илларион Михайлович Прянишников был участником товарищества передвижных художественных выставок с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-1894), учителем многих известных впоследствии живописцев – С. В. Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и других художников.
В 1893 году Прянишников был избран действительным членом Академии художеств, но начать преподавание в ней не успел. Последняя картина художника – "Крестный ход" – осталась незаконченной из-за смерти автора. Илларион Михайлович Прянишников скончался 12 марта 1894 года в Москве.