Риччи Себастьяно
Картины и биография
Риччи Себастьяно (Ricci Sebastiano) (1659, Беллуно – 1734, Венеция), выдающийся итальянский живописец. Учился в Венеции у Себастьяно Маццони и Федерико Червелли, последователя Джордано Лука, затем в Болонье – у Джан Джузеппе дель Соле, подражавшего манере Веронезе. Работал в Болонье (до 1686), Парме, Риме (1686-1695), Милане (1700-1707), Венеции, Вене (1701-1705), Флоренции (1706-1717), Бергамо, а также в Лондоне, Париже и Голландии. Риччи изучал живопись болонцев, мастеров Венеции эпохи Возрождения, в Риме – искусство Карраччи, Пьетро да Кортона, Маратти; в Милане – живопись Маньяско.
Несмотря на такой обширный круг мастеров живописи, творчеством которых он интересовался, Риччи был самобытным, талантливым мастером, одним из наиболее ярких представителей венецианского рококо, получивших от современников название «виртуозы», за быстроту работы и мастерство. Художник писал картины на мифологические и исторические сюжеты, много работал в монументальной живописи.
Значительной ранней работой Риччи явился фресковый цикл во флорентийском палаццо Маручелли (1707), исполненный для герцога Фердинанда Тосканского. Холодные тона росписи в потоке света кажутся исключительно интенсивными по цвету. В этих сценах проявилось умение художника передать ситуации мифологических историй и легенд в конкретной, не лишенной бытовых деталей манере.
В духе рококо Риччи постепенно перерабатывает традиционный стиль болонской и римской барочной живописи в своих последующих крупных работах – фреске «Аллегория доблести» (1708) в венецианской церкви Сан Стае и росписи купола капеллы (1708) венецианской церкви Санта Мария дель Кармине.
Во Флоренции Риччи знакомится с живописью Луки Джордано и работами Маньяско. Манера последнего оказала на него наибольшее влияние. В сюжетах итальянского художника появляются сцены с монахами, бродягами, солдатами в таинственном лунном освещении («Пейзаж», Удине, Городской музей). Преодолевая приемы сильной светотеневой моделировки фигур, воспринятой от мастеров Венеции академического направления 17 века (tenebrosi), Риччи обращается в поисках индивидуальной манеры к живописи Веронезе, становясь провозвестником так называемого неоверонезовского стиля.
В живописи художника, как и в работах, подражавших его манере мастеров-виртуозов Венеции, доминирует ощущение чувственного праздничного великолепия жизни, любви к ничем не омраченному наслаждению ее радостями. Итальянский живописец превращает миф и историю то в галантные сцены костюмированных празднеств, то в полные безмятежной грации «поэзии» в духе Чинквеченто.
Алтарный образ «Мадонна со святыми» (1708, Венеция, Сан Джорджо Маджоре) написан легким плывущим мазком в светлом колорите. Яркие, разнообразные по цвету пятна одежд святых, расположившихся вокруг сидящей на возвышении Мадонны, образуют праздничную цветовую гамму. Картина Риччи близка произведениям венецианских мастеров 16 столетия, с их созерцательностью и поэтичностью в выражении эмоционального состояния персонажей.
Примечание.
1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.
2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.