ArtLine

Риччи Себастьяно
Картины Часть 2

Риччи Портрет

В 1710-е годы Себастьяно Риччи создает ряд больших полотен на мифологические темы, воскрешая в них в духе рококо свободно-поэтическое, идиллическое истолкование сюжета, присущее живописи Веронезе («Купание Вирсавии», «Венера и сатир» – оба – Будапешт, Музей изобразительных искусств; «Диана и Каллисто», Венеция, Галереи Академии; «Венера и Адонис», Орлеан, Музей изящных искусств). Удлиненные, грациозные фигуры персонажей располагаются, как правило, в барочном волнообразном движении, восходящем к манере Джордано.

В произведениях художника часто присутствует прием широкой сценической компоновки, характерной для Веронезе. Легкие, прозрачные тона палитры отвечают вкусам рококо. Полотно Риччи «Триумф наук» (1717-1718, Лувр, Париж) стало примером новой светской аллегории века Просвещения. Оно было исполнено по заказу Французской Академии в Риме, художник прославил в нем создание Академии как покровительницы искусства. Известность пришла к Риччи после его путешествия по Италии, исполнения работ в Австрии, Франции, Англии, где он исполнил много росписей (вилла в Чизвике; дворец лорда Берлингтона на Пикадилли в Лондоне) и алтарных картин (Вена, Карлскирхе).

После возвращения в 1717 году из Англии и Франции Риччи работал в основном для венецианских церквей. В алтарных картинах «Святой Петр, освобождаемый из тюрьмы» (1722, Сан Стае), «Святая Елена, находящая крест» (1730, Сан Рокко), «Пий V и святые» (1732, деи Джезуати), «Торжество Евхаристии» (1732, Сан Стае) светлые чистые красочные тона золотятся в потоке заполняющего пространство света. Живая мимика персонажей, радостная палитра художника придают сценам религиозного содержания характер то таинственной сказки-фьябы, то венецианского праздничного зрелища.

В поздние годы творчества колорит художника несколько утрачивает свое разнообразие, композиционное решение становится более логически выверенным, но сцены не утрачивают очарования волшебной сказочности («Царь Соломон, поклоняющийся идолам», 1724, Турин, Галерея Сабауда). Роль Риччи была значительной и в создании камерного портрета 18 века, который получил развитие в Венеции раньше, чем в других областях Италии в 18 столетии.

Живописец одним из первых после путешествия в Англию стал изображать модели в античных одеяниях на фоне английских пейзажных парков («Портрет неизвестной», частное собрание), писать портреты в духе английских «сцен собеседования» (conversation pieces), изображая портретируемых в интерьере или в парках («Английские кавалеры у клавесина», 1730-е годы, частное собрание).

В портретах кисти Себастьяно Риччи нашел выражение культ естественной природы, палладианские увлечения и тот дух театрализации образа, который будет присущ европейскому портрету века Просвещения («Певец Фаринелли», Лондон, Королевский Музыкальный колледж).

В 1712-1716 годах итальянский живописец вместе со своим племянником Марко Риччи работал в Англии, где создал росписи в Берлингтон Хаус (в настоящее время Королевская Академия искусства) и написал ряд картин («Надгробие адмирала Клаудислея Шовелла», Национальная галерея искусства, Вашингтон; и другие).

Риччи одним из первых мастеров Италии познакомил Европу в 18 столетии с высокой живописной культурой Венето, стал провозвестником новых поисков в итальянском искусстве эпохи Просвещения. Его живопись оказала влияние на Амигони, Пеллегрини, Питтони, Гварди, Тьеполо и других художников.

Примечание.
1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.
2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Картины Себастьяно Риччи Часть 1 ►

Картины Себастьяно Риччи Часть 2 ►

Mikhail Nesterov