Арт Small Bay

Босх Иероним
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Босх Портрет

Босх или Бос (Bosch) Хиеронимус ван Акен (Hieronymus van Aeken, собственно, Иероним) (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов” – все в музее Прадо; “Корабль дураков”, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику, изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

Босх Несение креста
Несение креста,
1516, Королевский музей, Гент
Босх Корабль дураков
Корабль дураков, 1490-1500 годы,
Музей Лувр, Париж, Франция

Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников.

Босх Увенчание терновым венцом
Увенчание терновым венцом
Национальная галерея, Лондон
Босх Блудный сын
Блудный сын, 1503, Музей Бойманс
ван Бейнинген, Роттердам, Голландия
Босх Святой Антоний
Святой Антоний, 1500-е, Музей Прадо,
Мадрид, приписывается Босху

Стиль Хиеронимуса Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников Северного ренессанса того времени, таких живописцев как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. Творчество Иеронима Босха одновременно - новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику.



«Именитый мастер» - так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и довольно долго не убывала; живопись мастера нашла ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Яркая достоверность произведений нидерландского художника, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи.

Алтарь «Искушение святого Антония», 1505-1506, Национальный музей древнего искусства, Лиссабон, Португалия



В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. Творчество живописца кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее - в сюрреализме. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины “Искушение святого Антония”. Иероним Босх и его притягательные фантасмагорические работы остаются странно актуальными на протяжении многих веков.

Алтарь «Сад земных наслаждений», 1504-1505

Босх Сад наслаждений алтарь
Сад наслаждений
Центральная часть
Босх Музыкальный Ад створка
Музыкальный Ад
Правая створка
Сотворение Мира внешние створки
Сотворение Мира
Внешние створки алтаря
Босх Ад Сад наслаждений
Ад, деталь алтаря «Сад земных наслаждений»
Босх Брак
Брак в Кане
Около 1480

Триптих «Страшный суд», 1504

Алтарь «Воз сена», 1500-1502

Босх Рай Левый ставень
Рай
Левый ставень
Босх Воз сена
Воз сена
Центральная часть
Босх Ад Правый ставень
Ад
Правый ставень
Босх Жизненный путь
Жизненный путь
Внешние ставни алтаря «Воз сена»
Ecce Homo
Ecce Homo,
1485

«Видения загробного мира», часть алтаря «Страшный суд», 1500-1504

Примечание.
1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения.
2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Top Mail.ru