Арт Small Bay

Босх Иероним
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Босх Портрет

Босх или Бос (Bosch) Хиеронимус ван Акен (Hieronymus van Aeken, собственно, Иероним) (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов” – все в музее Прадо; “Корабль дураков”, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику, изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

Босх Несение креста
Несение креста,
1516, Королевский музей, Гент
Босх Корабль дураков
Корабль дураков, 1490-1500 годы,
Музей Лувр, Париж, Франция
Босх Увенчание терновым венцом
Увенчание терновым венцом
Национальная галерея, Лондон
Босх Музыкальный Ад деталь Сад наслаждений
Музыкальный Ад, деталь алтаря
«Сад земных наслаждений»
Босх Иоанн Креститель в пустыне
Иоанн Креститель в пустыне
1505, Музей Гальдиано, Мадрид

Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников.

Александр Исачев Aleksandr Isachev

Стиль Хиеронимуса Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников Северного ренессанса того времени, таких живописцев как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. Творчество Иеронима Босха одновременно – новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику.

Алтарь «Искушение святого Антония», 1495-1515, Национальный музей, Лиссабон

Босх Искушение Антония алтарь
Искушение святого Антония,
центральная часть триптиха
Босх Взятие под стражу
Взятие под стражу и Несение креста,
внешние крылья алтаря
Босх Распятие Христа
Распятие Христа, 1480-1485,
Королевский музей, Брюссель

«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и довольно долго не убывала; живопись мастера нашла ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Яркая достоверность произведений нидерландского художника, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, – все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи.

В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. Творчество живописца кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины “Искушение святого Антония”. Иероним Босх и его притягательные фантасмагорические работы остаются странно актуальными на протяжении многих веков.

Алтарь «Сад земных наслаждений», между 1485 и 1505 годами, Музей Прадо, Мадрид

Босх Сад наслаждений алтарь
Сад наслаждений
Центральная часть
Босх Музыкальный Ад створка
Музыкальный Ад
Правая створка
Босх Сотворение Мира внешние створки
Сотворение Мира
Внешние створки алтаря
Босх Брак в Кане
Брак в Кане, 1475-1480 годы,
Музей Бойманс ван Бейнинген

Триптих «Страшный суд», между 1482 и 1516 годами, Академия искусств, Вена, Австрия

Алтарь «Воз сена», 1510-1516, Музей Прадо, Мадрид, Испания

Босх Рай Левый ставень
Рай
Левый ставень
Босх Воз сена
Воз сена
Центральная часть
Босх Ад Правый ставень
Ад
Правый ставень
Босх Жизненный путь
Жизненный путь
Внешние ставни алтаря «Воз сена»
Босх Ecce Homo
Ecce Homo, 1480-1485 годы,
Штеделевский музей, Франкфурт
Босх Несение креста на Голгофу
Несение креста на Голгофу, 1480-е,
Музей истории искусства, Вена

«Видения загробного мира», алтарь «Страшный суд», 1500-е годы, Дворец Дожей, Венеция

Босх Святой Иоанн
Святой Иоанн на Патмосе, 1490,
Государственный музей, Берлин
Босх Мученичество святой Либераты
Мученичество святой Либераты,
1500-1503, Дворец Дожей, Венеция
Босх Поклонение волхвов
Поклонение волхвов, около 1510,
Музей Прадо, Мадрид
Босх Святой Антоний у ручья
Святой Антоний у ручья, 1500-1510,
Музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити
Босх Блудный сын
Блудный сын, 1503, Музей Бойманс
ван Бейнинген, Роттердам, Голландия
Босх Святой Антоний
Святой Антоний, 1500-е, Музей Прадо,
Мадрид, приписывается Босху
Примечание.
1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения.
2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Танги Ив Tanguy Ives
Top Mail.ru