Арт Small Bay
Карпаччо Картины
Рафаэль Картины
Рубо Картины
Художники Италии

Дизайн Bottom
El Greco Портрет

Эль Греко
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. В Венеции и Риме испанский художник овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма.


Дама в мехах
Дама в мехах, 1577-1580
Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго
Мария Магдалина
Мария Магдалина, 1578
Музей изящных искусств, Будапешт
Христос
Христос, несущий крест, 1580-е
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 года и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо.


Святой Доминик
Молитва святого Доминика
1585-1590, Частное собрание
Апостолы
Апостолы Петр и Павел
1592, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мальчик с лучиной
Мальчик, раздувающий лучину
1590, Национальная галерея, Эдинбург

В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и другие), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).



Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал).


Мученичество Маврикия Погребение Оргаса Троица Благовещение Святой Мартин
Мученичество святого Маврикия, 1581 Погребение графа Оргаса, 1586 Троица
1579
Благовещение
1596-1600
Святой Мартин
и нищий
, 1597-1599

Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов испанского живописца, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).


Святой Людовик Святой Франциск Святое семейство Поклонение пастухов Святой Иосиф
Святой Людовик, король Франции, 1592-1595 Святой Франциск в экстазе, 1594-1595 Святое семейство с Марией Магдалиной Поклонение пастухов
1610
Святой Иосиф
с юным Христом

Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах художника (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, - обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана прекрасная пейзажная композиция испанского художника Эль Греко “Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).


Толедо Портрет монаха Лаокоон Иоанн Евангелист Снятие пятой печати
Вид Толедо
1610-1614
Портрет монаха
Ортенсио Парависино
Лаокоон
1604-1614
Иоанн Евангелист
1595-1605
Снятие пятой печати
1610-1614

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество испанского живописца и скульптора Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.
Живопись и творчество Эль Греко →


Примечание.
1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Название картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием.




История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Библиотека | Астрология | Магия | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Боровиковский Картины
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004-2017 © Small Bay Ltd