Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

О Словарь

Мастера живописи, гравюры, архитектуры
Олешкевич Иосиф Oleshkevich Iosif
Ориоли Пьетро Orioli Pietro
Орканья Андреа Orcagna Andrea
Орлов Пимен Orlov Pimen
Орта Виктор Horta Victor
Остаде Адриан Ostade Adriaen
Остаде Исаак Ostade Isaack
Осмеркин Александр Osmerkin Aleksandr
Остроумова-Лебедева Анна Ostroumova-Lebedeva Anna
Остроухов Илья Ostrouhov Ilya

О Краткий словарь художественных терминов

Ордер (от лат. ordo – порядок) архитектурный, определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, структура и художественная обработка этих частей. К несущим частям относится колонна с капителью, базой и иногда с пьедесталом, к несомым – архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент. Классическая система ордеров, получивших название от племен и исторических областей, сложилась в зодчестве Древней Греции: лаконичный и мужественный дорический ордер с лишенной базы колонной и капителью, состоящей из круглой подушки (эхина) и квадратной плиты (абака); ионический ордер, со стройной, увенчанной капителью с двумя завитками (волютами) колонной; пышный и торжественный коринфский ордер, для которого характерна нарядная капитель, состоящая из вырезанного из камня пучка листьев аканта, обрамленного небольшими волютами. Модификация дорического ордера – тосканский, ионического и коринфского – композитный. Гибкие и архитектонически ясные ордерные системы, способствующие выявлению логики сооружения, выработка соответствующих человеку архитектурных масштабов, организации пространства, широко применялись (иногда в чисто декоративных целях) в зодчестве Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма, неоклассицизма и т.д.

Оттенок, градация тона, нюанс. Разнообразие Оттеноков обогащает колорит (в живописи, цветной графике), светотеневую моделировку (в скульптуре, монохромной графике).

Офорт (от франц. eau-forte – "крепкая вода", т.е. азотная кислота), вид гравюры на металле, в которой углубленные формы создаются с помощью травления металла кислотами. При изготовлении офорта рисунок процарапывается стальной иглой на поверхности покрытой кислотоупорным лаком цинковой или медной пластины; после протравки пластины в кислоте на месте царапин образуются углубленные печатающие элементы, которые заполняют краской. Для офорта характерны эмоциональность, живописность, свобода штриха, тонкость светотеневой моделировки.

Первые офорты были выполнены в начале 16 века Д. Хопфером и А. Дюрером в Германии, У. Графом в Швейцарии. Расцвет искусства офорта приходится на 17 век, когда работали создававший виртуозные гравюры Ж. Калло, доведший до совершенства выразительные возможности этой техники Рембрандт, такие значительные офортисты, как Х. Сегерс, А. ван Остаде, П. Поттер, Я. ван Рёйсдал в Голландии, А. ван Дейк во Фландрии, Г. Рени в Италии, Х. Рибера в Испании. Блестящими мастерами офорта в 18 столетии были Дж. Б. Тьеполо и Дж. Б. Пиранези в Италии, А. Ватто, Ф. Буше и Ж.О. Фрагонар во Франции, У. Хогарт в Великобритании. На рубеже 18 и 19 столетий испанец Ф. Гойя создавал свои великие графические серии, используя сочетание офорта с акватинтой. В 19 веке новые возможности офорта открывали Ж.Ф. Милле, К. Коро, Э. Мане, К. Писсарро во Франции, А. Цорн в Швеции, Я.Б. Йонгкинд в Голландии, Дж. Уистлер в США.