Арт Small Bay
Боровиковский Картины
Лебедев Картины
Художники Италии

Дизайн Bottom
Репин Автопортрет

Репин Илья
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Репин Илья Ефимович (Repin Ilya) (1844—1930), великий русский художник. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И.М. Бунакова; с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).


Бурлаки
Бурлаки на Волге, 1870-1873 год,
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Иван Грозный
Иван Грозный и его сын Иван
16 ноября 1581 года
, 1885,
Третьяковская галерея
Николай Мирликийский
Николай Мирликийский спасает трех невинно осужденных на казнь, 1889

В 1873–1876 годах художник проживал в Италии и Франции. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам ("Иов и его друзья", 1869; "Воскрешение дочери Иаира", 1871; обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.


Запорожцы
Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878-1891, Русский музей
Крестный ход
Крестный ход в Курской губернии,
1883, Третьяковская галерея
Садко
Садко в Подводном царстве,
1876, Русский музей

Сенсацией стала картина Репина "Бурлаки на Волге" (1870–1873, ГРМ, Санкт-Петербург); на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом " Крестном ходе в Курской губернии" (1883), то разделялись на два параллельных потока.



Так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества ("Отказ от исповеди", 1879–1885; "Не ждали", 1884; "Арест пропагандиста", 1880–1892; все работы – в Третьяковской галерее; 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи ("Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве", 1885, там же; "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения", 1901–1903, Русский музей). Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878–1891", там же; "Иван Грозный и сын его Иван", 1885, Третьяковская галерея). Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: в 1913 году иконописец А. Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал картину ножом.


Нищая Воскрешение Мужичок Проводы Горбун
Нищая из Веля
1874
Воскрешение дочери Иаира, 1871 Мужичок из робких
1877
Проводы новобранца
1878-1879
Горбун
1881


Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Художник создает острохарактерные народные типажи ("Мужик с дурным глазом", "Протодиакон"; обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880; Модест Петрович Мусоргский, 1881; Полина Антипьевна Стрепетова, 1882; Павел Михайлович Третьяков, 1883; все – там же; и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты ("Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт", 1889, там же).


Отдых Яблоки Стрекоза Вера Не ждали Лев Толстой
Отдых
1882
Яблоки и листья
1879
Стрекоза
1884
Не ждали
1884-1888
Лев Толстой на
отдыхе в лесу
, 1891

Особенно красочно-задушевны образы родных художника: "Осенний букет" (дочь Вера), 1892, там же; целый ряд картин с женой Репина Надеждой Ильиничной Нордман-Северовой. Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.


Осенний букет Прием волостных старшин Александром III Надежда Ильинична Репина Приезд Иоанна и Петра Мария Андреева
Осенний букет
Портрет Веры
Репиной, дочери художника, 1892
Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885 На солнце
Портрет Надежды Ильиничны Репиной
, 1900 год
Приезд царевичей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор со свитой, 1900 Портрет актрисы
Марии Федоровны Андреевой
, 1905 год.
Музей Беларусь, Минск

Старея, художник продолжает удивлять публику. Апогея импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма – достигает живопись Репина в портретных этюдах для Государственного Совета. В загадочной картине "Какой простор!" (1903, Русский музей) – с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Невского залива, – Репин выражает свое отношение к новому поколению в характерной для него манере «любви-вражды».


София Ментер Баронесса Штейнгель Алексей Толстой Княгиня Тенишева Белла Горская
Портрет пианистки
Софии Ментер
, 1887
Портрет баронессы Штейнгель, 1895 Портрет Алексея Толстого, 1896 Портрет княгини Тенишевой, 1896 Портрет артистки
Беллы Горской
, 1910

После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.


Примечание.
1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Название картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием.



История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Библиотека | Астрология | Магия | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Стен Картины
Беллини Картины
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004-2017 © Small Bay Ltd