ArtLine

Ян ван Эйк
Картины и биография

Ян ван Эйк Портрет

Ян Ван Эйк (Jan van Eyck) (около 1390-1441), нидерландский живописец. Он родился в городке Масэйке. Получил прекрасное образование, он знал геометрию, географию, хорошо разбирался в химии. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в Нидерландах, Ян ван Эйк в 1422-1424 годах работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго. В 1426-1427 годах нидерландский живописец совершил поездки в Англию и Испанию, в 1428-1429 посетил Португалию. Художник жил до 1429 года в городе Лилле, с 1430 поселился в Брюгге, крупном художественном центре того времени.

Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (“Тимофей”, 1432, “Портрет мужчины в красном тюрбане”, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон; портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и точностью выразительных средств.

Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Ян ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет – проникнутое сложной символикой и в то же время интимно-лирическим чувством изображение купца Джованни Арнольфини с женой.

Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции “Мадонна канцлера Ролена” (около 1436, Лувр, Париж) и “Мадонна каноника ван дер Пале” (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Развивая и обогащая достижения своих предшественников, прежде всего Робера Кампена, он превращает традиционную сцену поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение зримого, реального мира, исполненное спокойной созерцательности.

В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности, и окружающий его мир. В его композициях на равных выступают и образуют гармоничное единство портретные изображения, пейзаж, интерьер, натюрморт. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи выявляют самоценность и красоту каждого предмета, обретающего в творчестве ван Эйка реальный вес и объем, характерную фактуру поверхности.

Детали и целое в картинах нидерландского живописца Яна ван Эйка находятся в органической взаимосвязи: архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями, как бы воплощают в себе частицы бесконечной красоты мироздания: исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в “Мадонне канцлера Ролена” воспринимается как собирательный образ Вселенной.

Примечание.
1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.
2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Картины Яна ван Эйка ►

Гентский Алтарь Яна ван Эйка ►

Творчество Яна и Губерта ван Эйк ►

Peter Nicolai Arbo