Арт Small Bay
Хайес Картины
Пикассо Картины
Художники Италии

Дизайн Bottom
Леонардо Портрет

Леонардо да Винчи
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Родился в семье богатого нотариуса в поместье неподалеку от городка Винчи, вблизи от Флоренции. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения, Леонардо сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо во Флоренции.


Джиневра Бенчи
Портрет Джиневры де Бенчи, 1476, Национальная галерея, Вашингтон
Мадонна Бенуа
Мадонна Бенуа, 1478
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мадонна в скалах
Мадонна в скалах
1483-1494, Лувр, Париж

Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика учеников сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи. В ранних произведениях (голова ангела в “Крещении” Верроккьо, после 1470, “Благовещение”, около 1474, — оба в Уффици; так называемая “Мадонна Бенуа”, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний.


Цецилия Галлерани
Дама с горностаем, 1485-1490
Национальный музей, Краков
Прекрасная Ферроньера
Прекрасная Ферроньера
1490-е годы, Лувр, Париж
Мадонна Литта
Мадонна Литта, около 1491,
Эрмитаж, Санкт-Петербург

В картине “Поклонение волхвов” (около 1482, не закончена), разрабатывая новаторские методы рисунка, художник превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. В 1481 или 1482 Леонардо поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца — отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500 году).



Джоконда
Мона Лиза (Джоконда)
1503-1505, Лувр, Париж

В миланский период Леонардо да Винчи создал “Мадонну в скалах” (1483-1494, Лувр, Париж; второй вариант — около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” (1495-1497; из-за особенностей примененной Леонардо во время работы над фреской техники — масло с темперой — сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.


Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты “идеального” города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии. После падения Милана жизнь великого художника прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 — Флоренция; 1500 — Мантуя и Венеция; 1506, 1507-1513 — Милан; 1513-1516 — Рим; 1517-1519 — Франция). В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо “Битва при Ангьяри” (1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. В портрете “Моны Лизы” или “Джоконды” (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке.


Мадонна с гвоздикой Святой Иероним Благовещение Мадонна в гроте Святая Анна и Мария
Мадонна с гвоздикой
1478-1480
Святой Иероним
1480-е
Благовещение
1472-1475
Мадонна в гроте
1495-1508
Святая Анна и Мария с младенцем, 1510

К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ “Святая Анна и Мария с младенцем Христом” (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции, и “Иоанн Креститель” (около 1513-1517, Лувр), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с “Потопом”, итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.


Музыкант Мадонна с прялкой Вакх Иоанн Креститель Леда и лебедь Беатриче Эсте
Портрет музыканта
1490
Мадонна с прялкой 1510-е Вакх
1510-1513
Иоанн Креститель
1513-1517
Леда и лебедь
1510-1515
Портрет Беатриче д'Эсте, 1490-е

Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около семи тысяч листов), отрывки из которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный после смерти мастера его учеником Франческо Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. В споре искусств художник первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Облик Леонардо был бы воспринят нами односторонне без учета того, что его художественная деятельность оказалась неразрывно связанной с деятельностью научной. В сущности, итальянский живописец, скульптор и архитектор представляет в своем роде единственный пример великого художника, для которого искусство не было главным делом жизни.


Тайная вечеря Тайная вечеря Копия
Тайная вечеря, (центральный фрагмент)
1495-1498, Монастырь Санта Мария делле Грацие, Милан
Реставрационная копия фрески Тайная вечеря
Конец 16 века. Музей Леонардо да Винчи, Тонжерло

Если в молодости Леонардо преимущественное внимание уделял живописи, то с течением времени это соотношение изменилось в пользу науки. Трудно найти такие области знания и техники, которые не были бы обогащены его крупными открытиями и смелыми идеями. Ничто не дает такого яркого представления о необычайной универсальности гения Леонардо да Винчи, как многие тысячи страниц его рукописей. Содержащиеся в них заметки в сочетании с бесчисленными рисунками, придающими мысли гения Возрождения пластическую овеществленность, охватывают все бытие, все области знания, являясь как бы нагляднейшим свидетельством того открытия мира, которое принес с собой Ренессанс. В этих результатах его неустанной духовной работы явственно ощущается многоликость самой жизни, в познании которой художественное и рациональное начала выступают у Леонардо в нерасторжимом единстве.

Как ученый и инженер великий итальянец обогатил почти все области науки того времени. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, он высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией.

И как контраст с этой полной высшего напряжения творческой деятельностью — жизненная судьба Леонардо, его бесконечные скитания, связанные с невозможностью найти в тогдашней Италии благоприятные условия для работы. Поэтому, когда французский король Франциск I предложил ему место придворного живописца, Леонардо да Винчи принял приглашение и в 1517 году прибыл во Францию. Во Франции, в этот период особенно активно приобщавшейся к культуре итальянского Возрождения, великий представитель Ренессанса был окружен при дворе всеобщим почитанием, носившим, однако, скорее внешний характер. Силы художника были на исходе, и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения. История зарождения эпохи итальянского ренессанса.


Примечание.
1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Название картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием.





История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Библиотека | Астрология | Магия | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Васнецов Картины
Ренуар Картины
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004-2017 © Small Bay Ltd