Арт Small Bay

Леонардо да Винчи
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Леонардо Портрет

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Родился в семье богатого нотариуса в поместье неподалеку от городка Винчи, вблизи от Флоренции. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения, Леонардо сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо во Флоренции. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика учеников сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи.

Леонардо да Винчи картина Благовещение
Благовещение, 1472-1475, Галерея Уффици, Флоренция
Леонардо да Винчи Джиневра Бенчи
Портрет Джиневры де Бенчи, 1474-1476, Национальная галерея, Вашингтон
Леонардо да Винчи картина Мадонна с гвоздикой
Мадонна с гвоздикой,
1478-1480, Старая Пинакотека, Мюнхен

В ранних произведениях (голова ангела в “Крещении” Верроккьо, после 1470, “Благовещение”, около 1474, – оба в Уффици; так называемая “Мадонна Бенуа”, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний. В картине “Поклонение волхвов” (около 1482, не закончена), разрабатывая новаторские методы рисунка, художник превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций.

Леонардо да Винчи Мадонна в скалах
Мадонна в скалах,
1483-1494, Музей Лувр, Париж
Леонардо да Винчи картина Мадонна в гроте
Мадонна в гроте, около 1495-1508, Национальная галерея, Лондон
Леонардо да Винчи Цецилия Галлерани
Дама с горностаем,
1485-1490, Национальный музей, Краков

Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. В 1481 или 1482 Леонардо поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца – отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500 году).

Леонардо фреска Тайная вечеря
Тайная вечеря, 1495-1498, Монастырь Санта Мария делле Грацие, Милан
Леонардо да Винчи Тайная вечеря Копия фрески
Копия фрески Тайная вечеря, 16 век, Музей Леонардо да Винчи, Тонжерло
Леонардо да Винчи картина Мадонна Литта
Мадонна Литта,
около 1491, Эрмитаж, Санкт-Петербург

В миланский период Леонардо да Винчи создал “Мадонну в скалах” (1483-1494, Лувр, Париж; второй вариант – около 1495-1508, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” (1495-1497; из-за особенностей примененной Леонардо во время работы над фреской техники – масло с темперой – сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.

Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты “идеального” города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии. После падения Милана жизнь великого художника прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 – Флоренция; 1500 – Мантуя и Венеция; 1506, 1507-1513 – Милан; 1513-1516 – Рим; 1517-1519 – Франция).

Леонардо да Винчи картина Мадонна Бенуа
Мадонна Бенуа,
1478, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Леонардо да Винчи Джоконда
Мона Лиза (Джоконда),
1503-1505, Лувр, Париж
Леонардо да Винчи картина Прекрасная Ферроньера
Прекрасная Ферроньера,
1490-е годы, Лувр, Париж

В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо “Битва при Ангьяри” (1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. В портрете “Моны Лизы” или “Джоконды” (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке.

К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ “Святая Анна и Мария с младенцем Христом” (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции, и “Иоанн Креститель” (около 1513-1517, Лувр), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с “Потопом”, итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.

Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около семи тысяч листов), отрывки из которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный после смерти мастера его учеником Франческо Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. В споре искусств художник первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Облик Леонардо был бы воспринят нами односторонне без учета того, что его художественная деятельность оказалась неразрывно связанной с деятельностью научной. В сущности, итальянский живописец, скульптор и архитектор представляет в своем роде единственный пример великого художника, для которого искусство не было главным делом жизни.

Картины Леонардо да Винчи, атрибуция которых неоднозначна, а также копии утраченных картин великого живописца, выполненные художниками его мастерской

Леонардо да Винчи Портрет дамы
Портрет дамы, (Беатриче д'Эсте?) 1490, предположительно картина закончена художником Амброджо де Предисом
Леонардо да Винчи картина Мадонна с прялкой
Мадонна с прялкой, 1510-е, полагают картина закончена мастером Джованни Антонио Больтраффио
Леонардо да Винчи картина Спаситель мира
Спаситель мира, около 1500, частное собрание (ранее считалась работой Франческо Мельци или Марко д’Оджоно)
Леонардо да Винчи картина Леда и лебедь
Леда и лебедь, 1510-1515, копия утраченной картины Леонардо кисти Джованни Антонио Бацци (Содома)
Леонардо да Винчи Иоанн Креститель в изгнании
Святой Иоанн Креститель в изгнании (Вакх), 1507-1513, Лувр, закончена художниками мастерской
Леонардо да Винчи Мадонна с младенцами
Мадонна с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, около 1490, частная коллекция

Если в молодости Леонардо преимущественное внимание уделял живописи, то с течением времени это соотношение изменилось в пользу науки. Трудно найти такие области знания и техники, которые не были бы обогащены его крупными открытиями и смелыми идеями. Ничто не дает такого яркого представления о необычайной универсальности гения Леонардо да Винчи, как многие тысячи страниц его рукописей. Содержащиеся в них заметки в сочетании с бесчисленными рисунками, придающими мысли гения Возрождения пластическую овеществленность, охватывают все бытие, все области знания, являясь как бы нагляднейшим свидетельством того открытия мира, которое принес с собой Ренессанс. В этих результатах его неустанной духовной работы явственно ощущается многоликость самой жизни, в познании которой художественное и рациональное начала выступают у Леонардо в нерасторжимом единстве.

Верроккьо и Леонардо да Винчи Крещение Христа
Крещение Христа, совместная работа с Андреа Верроккьо, около 1475 года, Галерея Уффици, Флоренция, Италия (Кистью Леонардо написан ангел)
Леонардо да Винчи Мадонна Дрейфуса
Мадонна с младенцем и гранатом (Мадонна Дрейфуса), атрибуция кисти Лоренцо ди Креди (?), 1470-1480 годы, Национальная галерея, Вашингтон
Леонардо да Винчи Младенцы Христос и святой Иоанн обнимаются
Объятия святых младенцев (Христос и святой Иоанн обнимаются), копия утраченной картины кисти Марко д'Оджоно, 1500, Королевская коллекция
Леонардо да Винчи Чудо Святого Доната
Чудо Святого Доната Ареццийского, совместная работа с Лоренцо ди Креди, 1474-1486, Музей искусств, Вустер, США
Леонардо да Винчи картина Портрет молодой невесты
Портрет молодой невесты в свадебном уборе (Прекрасная принцесса), рисунок, мастерская, 1490-е, частное собрание
Леонардо да Винчи картина Святой Иероним
Святой Иероним в пустыне (картина незавершена и повреждена), 1480-е, Пинакотека Ватикана, Рим
Автопортрет Леонардо да Винчи
Автопортрет Леонардо да Винчи
(атрибуция Карло Педретти), 1505,
Музей древнего народа Лукании,
Вальо-Базиликата, Италия

По мнению почетного профессора истории искусств Оксфорда Мартина Кемпа, на цветном пергаментном рисунке-портрете молодой невесты («Прекрасная принцесса») изображена Бьянка Сфорца, дочь герцога Милана. По случаю бракосочетания миланского полководца Галеаццо Сансеверино и Бьянки Сфорца был оформлен печатный фолиант, изготовленный в единственном экземпляре специально для этой свадьбы (хранится в Польской Национальной библиотеке). Соответствующая страница с рисунком в дальнейшем была изъята из фолианта и теперь находится в частной коллекции.

Как ученый и инженер великий итальянец обогатил почти все области науки того времени. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, он высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией.

И как контраст с этой полной высшего напряжения творческой деятельностью – жизненная судьба Леонардо, его бесконечные скитания, связанные с невозможностью найти в тогдашней Италии благоприятные условия для работы. Поэтому, когда французский король Франциск I предложил ему место придворного живописца, Леонардо да Винчи принял приглашение и в 1517 году прибыл во Францию. Во Франции, в этот период особенно активно приобщавшейся к культуре итальянского Возрождения, великий представитель Ренессанса был окружен при дворе всеобщим почитанием, носившим, однако, скорее внешний характер. Силы художника были на исходе, и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения.


Реальный формат этого HD Video на ютубе 1280x720px → https://youtu.be/0z84nEBk_dA

Примечание.
1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения.
2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Творчество Леонардо да Винчи →

Яндекс.Метрика