Амигони Якопо
Картины и биография
Амигони Якопо (Amigoni Jacopo) (1682–1752)
Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Вопрос о том, является ли он
уроженцем Венеции или Неаполя, остается спорным: первый биограф художника А.
Лонги в своем труде Compendio (1762) называет его венецианцем, но итальянский
ученый Дж. Фьокки опубликовал в 1935 найденные им записи в книге о получении
Амигони звания кавалера и ордена Калатрава (1750), где он назван неаполитанцем.
Учился в Венеции у А. Балестры, а затем у А. Беллуччи из Тревизо, возможно,
помогая ему в 1705–1711 в работах для замка Бенсберг в Дюссельдорфе.
О картине «Юнона получает от Меркурия голову Аргуса». Юнона, жена Юпитера, приставила стоглазого великана Aргуса стражем к Ио, которую справедливо считала возлюбленной своего мужа. По приказанию Юпитера Аргус был убит Меркурием. В память об Аргусе Юнона перенесла глаза великана на перья своего павлина. На картине Якопо Амигони изображена Юнона, получающая голову Аргуса. Мягкий и чувственный стиль, в котором исполнена картина, ее светлые тона и грациозные линии типичны для эпохи рококо. Якопо Амигони был модным и удачливым портретистом и мастером исторического жанра. Как и многие другие художники этого периода, он работал по всей Европе, большей частью в Англии. Вероятно, именно он по возвращении в Венецию после успешного путешествия в Лондон убедил Каналетто поехать в Англию в 1746 году. В Англии Якопо Амигони создавал также декорации в Ковент Гардене и Мур Парке. С тех пор художник жил безбедно, исполняя элегантные портреты королевского семейства и знати.
Влияние А. Беллуччи проявилось в ранних картинах Амигони «Моисей, получающий корону» и «Моисей с дочерью фараона» (обе – Базель, частное собрание). В Дюссельдорфе, по-видимому, познакомился с произведениями Дж. А. Пеллегрини; побывав в Риме, усвоил некоторые приемы живописи Ф. Солимены и Луки Джордано. Вероятно, до отъезда в Мюнхен в 1717 работал при дворе Иосифа I в Вене. В 1717–1729 исполнил много росписей и станковых произведений, находясь на службе при баварском дворе: росписи замков Шлейсхейм (1725–1728), Нимфенберг (1717–1723) в Мюнхене; аббатства Оттобойрен (1719), замка Лихтенберг и дворца Прейсинг в Мюнхене (не сохранились). С 1729 по 1739 жил в Англии, где имел большой успех; в 1736 посетил Париж, в 1739 возвратился в Венецию, побывал в Неаполе, Риме, в 1747–1752 находился при дворе Бурбонов в Мадриде и в Венеции. В Мадриде получил от Фердинанда VI звание "первый живописец короля" (на этом посту его сменил А. Р. Менгс), его семье была назначена особая пенсия и даровано право посещения королевских апартаментов. Последние годы работал преимущественно в Венеции, создавал алтарные образы для церквей в Прато, Эсте, Венеции. О позднем творчестве Амигони сохранилось мало сведений.
В работе раннего периода – алтарном образе венецианской церкви Сан Стае «Св. Андрей и св. Екатерина» – экспрессивная барочная композиция напоминает произведения Антонио Балестры, а светлая радостная колористическая гамма восходит к традиции Дж. А. Пеллегрини, тоже любившего сочетания белого, розового, зеленого, голубого цветов. В аркадийской манере венецианских "виртуозов" исполнены и работы для баварских дворцов и вилл – четыре десюдепорта для замка Нимфенберг с фигурками путти, олицетворяющими стихии огня, воды, воздуха и земли; «Диана и Каллисто» (Берлин, Национальная галерея), «Вакх и Ариадна» (частное собрание). Историческое полотно «Император Макс Эммануил получает письмо от турецкого посла» (Мюнхен, галерея замка Шлейсхейм) свидетельствует об отсутствии у Амигони склонности к подобным торжественным композициям.
Во время пребывания в Англии Амигони начал писать портреты на фоне пейзажа (одним из первых в Италии, наряду с С. и М. Риччи), а также маленькие картинки с изображением членов семейств в домашней обстановке или в парке в манере английских мастеров «Гораций Уолпол и его семья» (1730, Норфлок, Волтерн Холл). В Англии они получили название "conversation pieces" ("сцены собеседования"), в Италии – "conversazioni".
В страну туманного Альбиона Якопо Амигони приехал вместе со своим другом – известным певцом итальянской оперы Карло Броски (1705–1782), прозванным "кастрат Фаринелли". Неаполитанец по происхождению (он был родом из селения Андрия в Апулии), Фаринелли обладал красивым сопрано, был женат на комической актрисе Марии Антонии Маркезини (она изображена на портрете кисти Амигони «Фаринелли со своими друзьями», Мельбурн, Национальная галерея). Знакомство художника и Фаринелли произошло в Баварии в 1728. Амигони создал еще несколько портретов певца (Бухарест, Музей изобразительных искусств; Штутгарт, Государственная художественная галерея; Стокгольм, Национальная галерея; Рим, Музей Рима). На портрете из собрания Музея в Бухаресте Фаринелли изображен в окружении аллегорической фигуры Славы и музы лирического пения Евтерпы, которая венчает его. На полотне из Штутгарта – на фоне пейзажа с морским заливом вдали, сидящим за партитурой. Картина была написана в Мадриде, о чем свидетельствует орден Калатравы на его камзоле. С великолепным мастерством выписаны пушистые кроны деревьев, белое тонкое кружево рубашки музыканта. Мягкая палитра Амигони словно вторит внутренней грации созданного им изображения. В эти годы Фаринелли возглавлял придворную оперу Фердинанда VI, занимался постановкой опер-сериа во дворцах Мадрида и Аранхуэсе. Он был известен в музыкальных кругах, дружил с Метастазио, в Болонье его посещал Моцарт.
В Англии Амигони был близок кругу музыкантов и актеров, сохранились его рисунки к опере Генделя Аталанта, поставленной по случаю бракосочетания принца Уэльского. Некоторые полотна Амигони на мифологические сюжеты «Смерть Леандра», (Падуя, частное собрание), «Персей, освобождающий Андромеду» (Массачусетс, Веллесли-колледж) «Юнона и Меркурий» (частное собрание) связаны с постановками мелодрам в театре "Линкольн ин Филдс", возможно, на них запечатлены сцены из ставившихся балетных пантомим. В Лондоне было написано полотно «Дебютантка» (частное собрание), на котором, по-видимому, изображена молодая актриса, стоящая с веером в руке у столика. Светлая колористическая гамма портрета напоминает палитру мастеров рококо.
По возвращении из Англии Амигони написал картину «Великодушие Сципиона» (1739, Турин, Королевский дворец) для туринского двора; для аббатства Монтекассино в окрестностях Неаполя – портрет семейства Фердинанда IV (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте), созданный в духе "сцен собеседования". Амигони мало интересовал характер портретируемых (Портрет инфанты Марии Терезы, Мадрид, Прадо; Королева Мария Каролина, 1735, Лондон, Национальная портретная галерея). Произведения художника отличаются яркостью красок и изяществом композиции, характерными для живописи венецианского сеттеченто. Для аббатства в Монтекассино Амигони исполнил в 1740–е два полотна на сюжеты из истории Карла Великого (не сохранились и были записаны Ф. де Мура). Тема театра привлекала Амигони, и в позднем творчестве для своего друга Фаринелли, работавшего с 1737 года в опере при испанском дворе, он написал картину «Покинутая Дидона» (частное собрание) по мотивам одноименной оперы Метастазио.
В 1740–е художник создал роспись виллы в Стра (Суд Париса), алтарные образы собора в Эсте «Казнь святой Теклы» (1742), «Мадонна с Младенцем» (1739–1747, Порденоне, частное собрание) и для приходской церкви в Прато (близ Равенны) – «Мадонна со св. Доменико и святой Розой из Лимы», «Непорочное зачатие» (1739–1747, Порденоне, Городской музей). Аркадийский дух рококо и светлая палитра художника привносят в них чувство радостного мироощущения, как и в работах С. Риччи, персонажи переданы в живом общении; своими розовыми телами фигурки ангелов и путти напоминают яркие, разбросанные по холсту цветы.
Якопо Амигони был одним из последних крупных "художников-виртуозов" Венеции; его работы пользовались большой известностью в Европе еще и благодаря тому, что многие из них были воспроизведены в гравюре самим Амигони и такими талантливыми граверами, как Й. Вагнер, Дж. Бартолоцци, Дж. Вольпато, К. Флиппар.