Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Джироламо дель Паккья
Картины и биография

Джироламо дель Паккья (Girolamo del Pakkia) (1477–1535)
Сиенский художник венгерского происхождения. Родился 4 января 1477 в семье литейщика оружия Джованни делле Бомбарде. Отец через год умер, и мать Аполлония Бомбарде в одиночку растила сына. Искусству живописи Джироламо обучился, по всей вероятности, у Джакомо Паккьяротти, который был старше его всего на три года, и у которого он взял свой псевдоним. В 1502 году Джироламо совместно с Паккьяроттти работал в бригаде Пинтуриккьо, которая занималась росписями потолка в сиенской библиотеке Пикколомини.

Джироламо дель Паккья Рождество Марии
Рождество Марии (фрагмент), 1518
Ораторио Сан Бернардино, Сиена

В период наиболее плодотворного сотрудничества Джироламо с Доменико Беккафуми в 1518 году он пишет своё самое известное произведение – фреску «Рождество Марии» в ораторио Сан Бернардино в Сиене, в помещении, где собирались монахи для молебна. Это произведение практически не имеет никаких связей с вековой сиенской традицией изображения этого сюжета. Сцена решена в бытовом, лишенном всякой мистики, стиле; на ней изображены обычные роды в богатом сиенском доме, где присутствуют служанки, повитухи, и даже кошка. Однако, живописные достоинства фрески не вызывают сомнений. В ней Джироламо дель Паккья демонстрирует гораздо более богатую технику владения материалом, чем в простоватых ранних работах.

Творчество живописца Джироламо дель Паккья очень эклектично, в разные периоды он перенимал у других художников какие-либо художественные приемы, и если к 1510 году в его творчестве можно видеть склонное к классицизму влияние Перуджино, то с середины 1510–х годов его творчество становится близким к маньеризму. Около 1514 года он пишет диптих «Благовещенье» для колледжата Сан Лоренцо в Сартеано. Приблизительно 1515 годом датируется тондо «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем», хранящееся сегодня в Галерее Академии, Флоренция. В 1518 году Джироламо дель Паккья под руководством Доменико Беккафуми пишет фреску в сиенской церкви Санта Катерина, на которой он изобразил визит святой Екатерины к святой Агнессе из Монтепульчано.

Вероятно, в 1518 году он создает и фреску «Вознесение» в сиенской церкви Сан Николо аль Кармине, в которой кроме него работали Беккафуми («Святой Михаил»), и Содома («Рождество Марии»). К этому же 1518 году относят две картины Джироламо, которые сегодня хранятся в сиенской Пинакотеке – «Благовещенье» и «Встреча Марии с Елизаветой». 1520 годом датируются два произведения, созданные для алтаря, которые сегодня находятся в Музео аркеологико, расположенном в церкви Колледжата городка Казоле д’Эльза, это «Мадонна Сострадание» и «Встреча Марии и Елизаветы». Этим же 1520 годом датируется «Похищение сабинянок», находящееся в коллекции Пола Гетти, и представляющее собой панель от кассоне.

Произведения художника хранятся не только в известных государственных и частных собраниях, они есть в церквях небольших местечек, окружающих Сиену. В Синалунге в церкви Колледжата находится известная алтарная картина «Снятие с креста», в церкви Колледжата ди Сант Агата в Асчиано кисти Джироламо приписывается фреска «Мадонна на троне», в соборе Санто Спирито в Рионе находится алтарная картина «Коронование Марии», которую также приписывают Джироламо дель Паккья.

Точная дата смерти художника неизвестна. В 1530–х годах, в преклонном возрасте не без участия Паккьяротти Джироламо дель Паккья был вовлечен в опасную политическую группировку. После того как она в 1535 году была разогнана, художник вынужден был скрываться, поэтому дальнейшая его судьба неизвестна. Имя Джироламо дель Паккья исчезает из архивных документов после 1534 года. Произведения художника приписывали Перуджино, затем кому-то из его учеников или подражателей, затем художнику «Паккьяротто, который работал в Фонтенбло». В результате исследований художественное наследие этого «Паккьяротто» все-таки было разделено на две части: одна ныне приписывается Джакомо Паккьяротти, другая Джироламо дель Паккья.