Антея
Parmigianino. Пармиджанино, его картины и творчество ►
Искусство Италии 16-го века
Картина Пармиджанино «Антея». Размер картины 135 x 88 см, холст, масло.
Загадочного обаяния полна так называемая «Антея» – портрет неизвестной юной
женщины, скорее всего, куртизанки; взгляд молодой женщины, как
это довольно часто бывает в портретах Пармиджанино, пристально, почти
гипнотически направлен прямо на зрителя. Художник вносит в портрет элементы стилизации,
преувеличивает хрупкость, изящество юной красавицы, вытягивая пропорции ее фигуры, оставив
вокруг нее слишком много пустого пространства, сделав нарочито маленькой головку. И в то же время,
добиваясь строгой торжественности композиции, идеальной обобщенности лепки лица, безупречной чистоты
его очертаний, он сумел передать и жизненное обаяние своей прелестной модели, которая смотрит на зрителя
огромными вопрошающими черными глазами. Особое место в творчестве Пармиджанино занимают и его рисунок.
Он создает тип нарочито незаконченного рисунка-наброска, непосредственно, живо и в то же время с артистизмом
и утонченной декоративностью воплощающего создания изменчивой фантазии художника. Он строит, его на
выразительности прерывистой, как бы незаконченной линии, живописном противопоставлении пятен светотени,
многое дает лишь намеком, двумя-тремя беглыми штрихами, открывая наряду с венецианскими мастерами 16 века
новые эмоциональные и изобразительные возможности рисунка. Но в то же время рисунок утрачивает реалистическую направленность; он уже не связан, как у ренессансных мастеров, с поисками выразительности
образа или воплощением сложного идейного замысла. В нем преобладает живописно-декоративное начало, прихотливая
игра линий и пятен светотени («Купание Дианы»). Это увлечение чисто декоративными живописными эффектами
становится весьма характерным для маньеристического рисунка.
Перейти к следующей работе мастера ►