Евангелист Матфей
Живопись маньеризма
Картина голландского художника Иоахима Эйтевала «Евангелист Матфей». Размер картины 79 x 62 см, холст, масло.
Апостол Матфей, автор первого канонического евангелия. В число двенадцати апостолов Матфей призван был с должности мытаря, то есть сборщика пошлин, – самого унизительного для иудея положения (Матфей, IX, 9). Сначала он носил имя Левия, но впоследствии постоянно назывался Матфей. По свидетельству Климента Александрийского, Иринея, Евсевия и др., Матфей в течение 15 лет по вознесении проповедовал иудеям в Иepyсалиме, а затем отправился с проповедью к другим народам – к эфиопам, македонянам, персам.
По преданию, Матфей потерпел мученическую кончину. Память его чтится 16 ноября.
Известное под его именем "Евангелие от Матфея" есть одно из древнейших и наименее оспариваемых критикой. По свидетельству Папия (у Евсевия Ц. И. III, 30), Матфей написал свое Евангелие по-еврейски, что подтверждается и другими древними писателями, например, Оригеном и Иеронимом. Несмотря на эти ясные свидетельства древности, многие позднейшие писатели и критики (Кальвин, Беза, Фрицше, Де-Ветте, Эвальд и др.) старались доказать, что евангелие от Матфея первоначально было написано на греческом языке. В пользу еврейского подлинника высказываются, однако, весьма многие и из новейших исследователей, как Эйхгорн, Ольсгаузен, Герике, Баур, Делич и др., хотя до нас не сохранилось ни одного еврейского экземпляра.
Насколько греческий перевод близко соответствует своему предполагаемому еврейскому подлиннику – это вопрос крайне трудный и запутанный. Предполагают, что перевод носит на себе следы литературной переработки, так как в известном теперь евангелии от Матфея события излагаются не с последовательностью непосредственного очевидца, а по известному преднамеренному плану. Евангелие это предназначалось для иудеев, обратившихся в христианство; поэтому в нем оставляются без объяснения иудейские обычаи и топография Палестины. Так, говоря об обычае фарисеев умывать руки, Матфей прямо предполагает его известным своим читателям, между тем как Марк, писавший для христиан из язычников, в параллельном случае дает пояснение этого обычая (ср. Матф. XV, 1, 2 и Марк. VII, 1 и сл.). Времясчисление у Матфея иудейское; целью евангелия ставится доказать, что Иисус был обетованный Мессия. Самые события евангельской истории изображаются, как исполнение древних пророчеств, вследствие чего у Матфея постоянно встречается фраза: "Все это случилось, дабы исполнилось предсказанное пророками".
Евангелие Матфея состоит из трех главных отделов: в первом излагается история происхождения Христа и начальной Его проповеди (I-IV), во втором – Его служение в Галилее (V-XVIII), в третьем – служение в Иудее, закончившееся воскресением и вознесением на небо (XIX-XXVIII). По времени своего написания это самое раннее из всех четырех канонических евангелий и написано вскоре по вознесении Христа, во всяком случае, до разрушения Иерусалима. Источник статьи: Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.