Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Билибин Иван Яковлевич
Картины Часть 2

Придерживаясь антимонархически-либеральных убеждений, художник Билибин охотно принял участие в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта», появившихся в период Первой русской революции 1905 года. Его политические гротески выделяются своим злым сарказмом, беспощадным к существующему строю. Такова, в частности, карикатура на Николая II («Осел в 1/20 натуральной величины»,1906), за которую он был подвергнут краткому административному аресту.

Иллюстрации к сказке «Перышко Финиста Ясна Сокола», 1900 год

Билибин Старик едет на ярмарку
Старик отправляется на ярмарку
Билибин В церкви
В церкви
Билибин Марьюшка у избы Бабы Яги
Марьюшка у избы Бабы Яги
Билибин Марьюшка ищет Финиста
Марьюшка ищет Финиста
Билибин Марьюшка и Финист
Марьюшка плачет над Финистом
Билибин Эпилог сказки
Эпилог сказки о Финисте

Когда свершилась большевистская революция, Иван Яковлевич Билибин ее не принял: участвовал в агитпропаганде "белого движения" деникинского правительства, в 1920 году эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, затем, в 1925 году переехал во Францию, обосновался в Париже.

В 1920-1930-е годы Билибин продолжал активно работать в книжном искусстве и сценографии, создал немало красочных панно для украшения частных домов и ресторанов. Его декоративная манера – узорчатая, экзотически броская – стала своеобразным эталоном «стиля рюсс», то есть «русского стиля», за рубежом, питая ностальгические воспоминания. Оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии.

Иллюстрации «Сказка о царе Салтане», 1905 год

Билибин Сказка о царе Салтане
Царь Салтан
Билибин Гвидон и остров Буян
Гвидон и остров Буян
Билибин Комар
Комар
Билибин Черномор и 33 богатыря
Черномор и 33 богатыря
Билибин Бояре
Бояре
Билибин Пир
Пир, конец сказки

«Национально-большевистский» поворот в политике, распространение идей «советского патриотизма», характерных для сталинской эпохи, способствовали возвращению Билибина на родину. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович» (1935-1936), он вновь поселился в Ленинграде.

В последнее десятилетие своей жизни Билибин преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая в амплуа книжного и театрального художника: вновь оформил «Сказку о царе Салтане» (как оперу Н.А. Римского-Корсакова в Государственном театре оперы и балета имени С.М. Кирова, 1936–1937, и как книжку А.С. Пушкина, вышедшую в те же годы в Гослите).

Иллюстрации «Сказка о золотом петушке», 1906 год

Билибин Сказка о золотом петушке
Сказка о золотом петушке
Билибин Царские палаты
Палаты во дворце Дадона
Билибин Рать царя Дадона
Рать царя Дадона
Билибин Царь Дадон в походе
Царь Дадон отправился в поход
Билибин Царь Дадон и Шамаханская царица
Царь Дадон и Шамаханская царица
Билибин Дадон убивает звездочета
Дадон убивает мудреца-звездочета

Знаменитый кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн собирался привлечь его как художника к работе над исторической драмой – фильмом «Иван Грозный», но смерть Билибина в блокадном Ленинграде не позволила осуществиться этой идее. Иван Яковлевич Билибин умер 7 февраля 1942 года. На основе статьи М.Н. Соколова из Энциклопедии Кирилла и Мефодия (km.ru).

bilibin
Реальный формат этого видео в HD качестве 1280x720 px