Воскрешение дочери Иаира
Живопись русских художников
Картина Ильи Ефимовича Репина «Воскрешение дочери Иаира», холст, масло.
Подружившись с Крамским, Репин стал часто бывать в его «Артели четырнадцати». Из
сообщества бунтарей-художников вскоре родилось Товарищество передвижников.
Увлекаясь, как и вся интеллигентная молодежь того времени, народовольческими
идеями, Репин зарисовывал то лицо казненного Каракозова, который в 1866 устроил
покушение на Александра II, то образы бурлаков, замеченных им на берегу Волги.
Однако дипломную работу в Академии художеств требовалось написать строго на один
из предложенных комиссией евангельских сюжетов.
Изначально образ будущей картины у художника никак не складывался. Репин долго обдумывал композицию, переставлял фигуры и решал пластику движений героев, поэтому не успел защититься в положенное время и пропустил целый год. Постоянно обсуждая с Крамским свои этюды и наброски к дипломной работе, он наконец нашел для себя главную идею «Воскрешение дочери Иаира» – монументальное полотно, в котором нашли отражение не только все академические требования, но и личные переживания мастера.
Работая над ним, Репин вспоминал, как отец с матерью оплакивали его умершую маленькую сестру, а их дом наполнился скорбью. Именно эту важную интонацию художник стремился передать, выполняя правую затемненную часть, где затаили дыхание убитые горем родители. В центре картины стоит Христос, освещенный тремя свечами, и сжимает руку мертвой дочери Иаира. Строгость всей композиции, благородство цветовых отношений и сдержанность жестов героев передают всю чудодейственную силу человеческого духа. За эту работу Илья Репин получил большую золотую медаль, звание художника первой степени и право на шестилетнюю бесплатную пенсионерскую поездку за границу.