Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Герберт Дрейпер
Обнаженная натура викторианской эпохи

Герберт Дрейпер Портрет

Викторианская Англия, как утверждают сами британцы, славилась своими пуританскими отношениями и излишней чопорностью, а изображение обнаженной фигуры являлось одним из самых спорных вопросов того времени. Но, тем не менее, обнаженная натура была одной из самых заметных категорий изображений во многих британских творческих и издательских сферах, от серийных фотографий до картин Королевской академии. Выставка под эгидой лондонской галереи Тейт, на которой был представлен полный спектр викторианской обнаженной натуры, опровергает сведения о британской скромности в отношениях. В 2001 году, к столетию со дня смерти королевы Виктории, галерея Тейт включила «Улисс и сирены», «Врата рассвета», «Оплакивание Икара» и другие картины художника Герберта Дрейпера в свою выставку, посвященную викторианской обнаженной натуре.

Дрейпер Дух пены
Дух пены, 1897,
Галерея Южной Австралии
Дрейпер Обитель наяды
Обитель наяды,
Частное собрание
Дрейпер Искусство и негодница
Искусство и негодница,
Музей Пейсли, Шотландия

Герберт Дрейпер был одним из лучших художников обнаженной натуры в последние годы правления королевы Виктории. Он был автором мощных и чувственных творческих работ, пользовавшихся значительным успехом на рубеже девятнадцатого и двадцатого века. Однако его работы мало изучены, потому что его свободное академическое рисование, как результат парижского обучения в Академии Жюлиана, быстро вышло из моды в 20 веке. Творческие заслуги Герберта Джеймса Дрейпера переоцениваются только сейчас.

В 1900 году художник получил важный заказ на роспись потолка Зала Дрейперов, штаб-квартиры одной из старых лондонских ливрейных компаний. В его работах академический рисунок фигуры сочетался с почти постимпрессионистской цветовой гаммой и техникой пуантилизма, призванной сохранить яркость работ при взгляде на расстоянии или при искусственном освещении. Несмотря на свои успехи, Дрейпер так и не был избран Королевским академиком или даже ассоциированным членом лондонской Академии. К моменту смерти художника его работы утратили популярность. Современных исследований искусства Герберта Дрейпера нет, но две его картины были включены в выставку «Последние романтики» в Художественной галерее Барбакан в Лондоне в 1989 году.

Дрейпер Жемчуг Афродиты
Жемчуг Афродиты,
1907, Частная коллекция
Дрейпер Ламия
Ламия, 1909,
Частное собрание
Дрейпер Духи горных туманов
Духи горных туманов,
1912, Частная коллекция

«Клитии горных туманов» или «Горные туманы» – одна из самых сильных, чувственных и чарующих картин художника, которого сейчас называют одним из «последних романтиков». Герберт Уильям Дрейпер вдохнул новый воздух в прерафаэлитизм в двадцатом веке, соединив во всех своих работах эстетизм сэра Эдварда Бёрн-Джонса с классицизмом лорда Фредерика Лейтона.

На картине в воздушной спирали изображены три клитии горных туманов. Они также задумчиво красивы, как нимфы Джона Уильяма Уотерхауса, хотя, в отличие от его роковых женщин, заманивающих мужчин на гибель, клитии Дрейпера сами являются свободными духами природы. Согласно греческому мифу, водная нимфа Клития влюбилась в бога Солнца Аполлона. В трагической попытке встретиться с ним в небе она превратилась в подсолнух. До сих пор этот цветок поворачивает голову к солнцу, следуя за Аполлоном в его дневном пути.

Дрейпер Летучая рыба
Летучая рыба,
1910, Частное собрание
Дрейпер Летние моря
Летние моря,
1912, Частная коллекция
Дрейпер История любви морской служанки
История любви морской служанки,
Частное собрание

«Летучая рыба» была единственной сюжетной картиной Дрейпера на выставке Академии в 1910 году. Хотя картина довольно проста, она олицетворяет художественные интересы Дрейпера. С момента своего раннего успеха в «Оплакивании Икара» художник часто изображал мифологические или фантастические сюжеты в морской обстановке. Русалка, живущая естественной и беспрепятственной жизнью в море, обладала чувственностью, столь же сильной и потенциально столь же разрушительной, как и само море. В данном изображении сила русалки проявляется в спонтанной и нетерпеливой манере, с которой она хватает летучую рыбу.

Выставка в ​​новых галереях Линбери «The Victorian Nude» была представлена ​​в нескольких тематических разделах: «Английская обнаженная натура», «Натурализм в высоком искусстве» и «Сенсация натурализма». Несмотря на традиционные категории стиля и периода, эти темы предлагают историческое повествование, которое охватывает удивительное разнообразие викторианского искусства. Устроители постарались осветить полностью вопрос об изображении обнаженной натуры в живописи, графике и скульптуре, а также в других издательских средствах, включая фотографию и популярную иллюстрацию в викторианские времена.

Выставка в историческом плане рассказывает о ранних мастерских работах таких художников, как Уильям Этти, и через прерафаэлитизм и эстетизм подводит к высокому викторианскому классицизму и экспериментальному искусству импрессионистов и постимпрессионистов. В экспозиции были представлены выдающиеся работы Фредерика Лейтона, Данте Габриэля Россетти, Лоуренса Альма-Тадема и Джона Сингера Сарджента. Картины Герберта Джеймса Дрейпера, электронные копии которых размещены на этой странице, также были представлены в экспозиции выставки.

Дрейпер Просперо
Просперо, призывающий нимф и божеств, Дрейперс Холл, Лондон
Дрейпер Мелодии моря
Мелодии моря,
1904, Частная коллекция
Дрейпер Поимка
Поимка,
Частное собрание

Выставка продемонстрировала важность обнаженной натуры для самых известных викторианских художников, таких как Джон Эверетт Милле, Эдвард Бёрн-Джонс, Джеймс Уистлер, а также для ключевых фигур в истории раннего английского модернизма, включая Уолтера Сикерта и Гвен Джон. Наряду с этими признанными мастерами на выставке были представлены увлекательные работы таких художников, как Симеон Соломон, Герберт Дрейпер, Генри Скотт Тьюк и Энни Суиннертон.

Выставка «The Victorian Nude» способствовала свежему взгляду на викторианское искусство, разрушила представление о викторианской скромности и смогла изменить сложившееся расхожее восприятие о викторианской эпохе. Выставка была организована доктором Элисон Смит, старшим куратором Тейт Британ, автором книги «Викторианский образ: мораль и искусство».

Картины Дрейпера находятся в публичных галереях Великобритании, Южной Африки и Австралии, а также во многих частных собраниях. Множество работ живописца были приобретены рядом британских провинциальных художественных галерей и находятся в городских собраниях галерей Ливерпуля, Манчестера, Брэдфорда, Престона, Трура и Халла. В XXI столетии у нас появляется больше возможностей оценить предрассудки и снобизм некоторых историков искусства двадцатого века и увидеть качество работы последних художников неоклассицизма в британском искусстве.