Герберт Дрейпер
Обнаженная натура викторианской эпохи
Викторианская Англия, как утверждают сами британцы, славилась своими пуританскими отношениями и излишней чопорностью, а изображение обнаженной фигуры являлось одним из самых спорных вопросов того времени. Но, тем не менее, обнаженная натура была одной из самых заметных категорий изображений во многих британских творческих и издательских сферах, от серийных фотографий до картин Королевской академии. Выставка под эгидой лондонской галереи Тейт, на которой был представлен полный спектр викторианской обнаженной натуры, опровергает сведения о британской скромности в отношениях. В 2001 году, к столетию со дня смерти королевы Виктории, галерея Тейт включила «Улисс и сирены», «Врата рассвета», «Оплакивание Икара» и другие картины художника Герберта Дрейпера в свою выставку, посвященную викторианской обнаженной натуре.
Герберт Дрейпер был одним из лучших художников обнаженной натуры в последние годы правления королевы Виктории. Он был автором мощных и чувственных творческих работ, пользовавшихся значительным успехом на рубеже девятнадцатого и двадцатого века. Однако его работы мало изучены, потому что его свободное академическое рисование, как результат парижского обучения в Академии Жюлиана, быстро вышло из моды в 20 веке. Творческие заслуги Герберта Джеймса Дрейпера переоцениваются только сейчас.
В 1900 году художник получил важный заказ на роспись потолка Зала Дрейперов, штаб-квартиры одной из старых лондонских ливрейных компаний. В его работах академический рисунок фигуры сочетался с почти постимпрессионистской цветовой гаммой и техникой пуантилизма, призванной сохранить яркость работ при взгляде на расстоянии или при искусственном освещении. Несмотря на свои успехи, Дрейпер так и не был избран Королевским академиком или даже ассоциированным членом лондонской Академии. К моменту смерти художника его работы утратили популярность. Современных исследований искусства Герберта Дрейпера нет, но две его картины были включены в выставку «Последние романтики» в Художественной галерее Барбакан в Лондоне в 1989 году.
«Клитии горных туманов» или «Горные туманы» – одна из самых сильных, чувственных и чарующих картин художника, которого сейчас называют одним из «последних романтиков». Герберт Уильям Дрейпер вдохнул новый воздух в прерафаэлитизм в двадцатом веке, соединив во всех своих работах эстетизм сэра Эдварда Бёрн-Джонса с классицизмом лорда Фредерика Лейтона.
На картине в воздушной спирали изображены три клитии горных туманов. Они также задумчиво красивы, как нимфы Джона Уильяма Уотерхауса, хотя, в отличие от его роковых женщин, заманивающих мужчин на гибель, клитии Дрейпера сами являются свободными духами природы. Согласно греческому мифу, водная нимфа Клития влюбилась в бога Солнца Аполлона. В трагической попытке встретиться с ним в небе она превратилась в подсолнух. До сих пор этот цветок поворачивает голову к солнцу, следуя за Аполлоном в его дневном пути.
«Летучая рыба» была единственной сюжетной картиной Дрейпера на выставке Академии в 1910 году. Хотя картина довольно проста, она олицетворяет художественные интересы Дрейпера. С момента своего раннего успеха в «Оплакивании Икара» художник часто изображал мифологические или фантастические сюжеты в морской обстановке. Русалка, живущая естественной и беспрепятственной жизнью в море, обладала чувственностью, столь же сильной и потенциально столь же разрушительной, как и само море. В данном изображении сила русалки проявляется в спонтанной и нетерпеливой манере, с которой она хватает летучую рыбу.
Выставка в новых галереях Линбери «The Victorian Nude» была представлена в нескольких тематических разделах: «Английская обнаженная натура», «Натурализм в высоком искусстве» и «Сенсация натурализма». Несмотря на традиционные категории стиля и периода, эти темы предлагают историческое повествование, которое охватывает удивительное разнообразие викторианского искусства. Устроители постарались осветить полностью вопрос об изображении обнаженной натуры в живописи, графике и скульптуре, а также в других издательских средствах, включая фотографию и популярную иллюстрацию в викторианские времена.
Выставка в историческом плане рассказывает о ранних мастерских работах таких художников, как Уильям Этти, и через прерафаэлитизм и эстетизм подводит к высокому викторианскому классицизму и экспериментальному искусству импрессионистов и постимпрессионистов. В экспозиции были представлены выдающиеся работы Фредерика Лейтона, Данте Габриэля Россетти, Лоуренса Альма-Тадема и Джона Сингера Сарджента. Картины Герберта Джеймса Дрейпера, электронные копии которых размещены на этой странице, также были представлены в экспозиции выставки.
Выставка продемонстрировала важность обнаженной натуры для самых известных викторианских художников, таких как Джон Эверетт Милле, Эдвард Бёрн-Джонс, Джеймс Уистлер, а также для ключевых фигур в истории раннего английского модернизма, включая Уолтера Сикерта и Гвен Джон. Наряду с этими признанными мастерами на выставке были представлены увлекательные работы таких художников, как Симеон Соломон, Герберт Дрейпер, Генри Скотт Тьюк и Энни Суиннертон.
Выставка «The Victorian Nude» способствовала свежему взгляду на викторианское искусство, разрушила представление о викторианской скромности и смогла изменить сложившееся расхожее восприятие о викторианской эпохе. Выставка была организована доктором Элисон Смит, старшим куратором Тейт Британ, автором книги «Викторианский образ: мораль и искусство».
Картины Дрейпера находятся в публичных галереях Великобритании, Южной Африки и Австралии, а также во многих частных собраниях. Множество работ живописца были приобретены рядом британских провинциальных художественных галерей и находятся в городских собраниях галерей Ливерпуля, Манчестера, Брэдфорда, Престона, Трура и Халла. В XXI столетии у нас появляется больше возможностей оценить предрассудки и снобизм некоторых историков искусства двадцатого века и увидеть качество работы последних художников неоклассицизма в британском искусстве.