Васнецов Виктор Михайлович
Картины Часть 2
Подъем общественного интереса к национальной истории и мифологии в последние десятилетия 19 века привёл к решительным сдвигам в творчестве Виктора Михайловича Васнецова. Обращаясь к темам народного фольклора, художник реформировал русский исторический жанр, сочетая исторические реалии с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода – картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Наибольшую известность получила картина «Богатыри» (1881-1898; все четыре картины – в Третьяковской галерее) с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, охраняющих границы отечества.
На смену ранним психологическим новеллам Виктора Михайловича Васнецова приходит монументальный эпос. Ряд произведений (например, версия 1884 года «Три царевны подземного царства», хранится в киевском Музее Русского искусства.) уже несет в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма, которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью.
У русских и зарубежных ценителей (в частности, у русского поэта-символиста Александра Блока и австрийского поэта Райнера Рильке) творчество нового, «эпического» цикла Васнецова находит горячий отклик как выражение «нового русского стиля». Новаторский этап в сценографии составили васнецовские эскизы к постановке оперы «Снегурочка» композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (акварель, гуашь, 1885). Позднее в 1899 году Васнецов напишет маслом картину «Снегурочка» (хранится в Третьяковской галерее).
В 1883-1885 году Васнецов проявил себя как мастер декоративной живописи в панно «Каменный век», созданном для Государственного Исторического музея, на нём художник отобразил жизнь древних предков славян. Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний. После ужасов революционного террора и событий 1905 года художник примыкает к монархическому «Союзу русского народа», оформляя в славянских мотивах издания этой организации.
Октябрьскую революцию великий русский живописец, как убежденный монархист и славянофил, не принял. Однако он продолжил работать, в частности, в портретном жанре. Васнецов создал ряд значительных портретов, в том числе неоконченный портрет своего товарища, ученика и друга – художника Михаила Васильевича Нестерова. Умер Виктор Михайлович Васнецов в Москве 23 июля 1926 года.
Иллюстрации к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина в честь столетия поэта в 1899 году, акварель.