Росписи Владимирского собора и другие картины Виктора Михайловича Васнецова
Самым же значительным монументально-декоративным свершением художника явились росписи киевского Владимирского собора (1885-1896); в них Виктор Михайлович Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. Идея Филарета Амфитеатрова о создании в Киеве собора в честь святого равноапостольного князя Владимира была официально утверждена Синодом и императором Николаем I в 1852 году. Сбор средств и пожертвований продолжался до 1859 года, за это время было собрано около ста тысяч рублей, а управление Киево-Печерской Лавры пожертвовало дополнительно миллион штук кирпича. Внешний и внутренний облик храма предполагалось создать в старовизантийском стиле, в архитектурном виде древнерусских храмов времен правления князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
Строительство Владимирского собора, осложненное техническими трудностями, растянулось почти на тридцать лет – с 15 июля 1862 (закладка в честь дня святого князя Владимира) по 1896 год. Над возведением храма в разные годы работали архитекторы Александр Беретти, Рудольф Бернгард, Владимир Николаев. Последнему удалось успешно завершить строительство Владимирского собора. Интерьерными работами внутреннего облика Владимирского собора заинтересовался историк искусства и археолог Адриан Прахов, который добился в 1885 году, чтобы оформление собора велось по его проекту и под его руководством.
К работе были привлечены художники Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Василий Поленов, Павел Сведомский, Василий Суриков, Вильгельм Котарбинский, Валентин Серов, Михаил Врубель, а также молодые художники школы Мурашко. Роспись (преимущественно на древнерусскую тематику) была завершена в 1896 году. Торжественное освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.
«Радость праведных о Господе», 1885-1896 годы. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Этот триптих хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Виктор Михайлович Васнецов после переписки с руководитерем проекта по оформлению храма Адрианом Праховым счел для себя честью принять участие в росписи Владимирского собора. Кроме росписи «Богоматерь с младенцем», великолепно выполненной в апсиде над алтарем, и композиции «Страшный суд», расположенной над входом на хоры храма, живописец создал, собственно, «тематические» росписи – «Крещение Руси» и «Крещение князя Владимира».
В куполе Владимирского собора русский художник поместил поясное изображение «Христа Вседержителя» с раскрытым Евангелием в левой руке и поднятой для благословения правой со скрещенными пальцами. Несколько лет Васнецов работал над большим триптихом «Радость праведных о Господе». А роспись «Воины Апокалипсиса» стала несомненной удачей художника.
Для создания завершенного и целостного образа каждая фреска во Владимирском соборе была обрамлена разработанной Васнецовым орнаментальной оправой, которая представляла собой продуманное и фантастичное по экспрессии декоративное украшение. Ведь даже по стилю у самого художника сюжеты, имеющие канонические изображения, выполнены в строгой академической манере, а образы русских святых близки по духу к народному творчеству. В эскизе «Единородный сын Слово Божие» в крылатых небесных силах и мистической фигуре Господа проявились черты стиля модерн. На всю эту грандиозную работу по росписи Владимирского собора у Виктора Михайловича Васнецова ушло около десяти лет.