Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Верещагин Василий Васильевич
Картины Часть 3

Верещагин Портрет

В своей «балканской серии» художник, мастер батального жанра, Василий Васильевич Верещагин, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Особенно впечатляет полотно "Побежденные. Панихида" (1878-1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.

Верещагин Буддийский храм
Буддийский храм в Дарджилинге, Сикким, 1874, ГТГ
Верещагин Монастырь Хемис
Монастырь Хемис в Ладаке, 1875, Третьяковская галерея
Верещагин Караван яков
Караван яков, нагруженный солью, на границе Тибета, 1875, ГТГ
Верещагин Повозка богатых людей
Повозка богатых людей в Дели, 1875, Третьяковская галерея
Верещагин Жемчужная мечеть в Агре
Жемчужная мечеть в Агре (Моти Масджид), 1874-1876, ГТГ
Верещагин эскиз Мавзолей Тадж-Махал
Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1876, ГТГ

После путешествий по Индии Верещагин в 1876 году создает «индийскую серию» – цикл картин с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. В 1870-90-е годы выставки работ Верещагина, особенно его картины «туркестанской», «балканской» и «индийской серии», в России и за ее пределами вызывают бурный успех и немалый общественный резонанс.

Широкую известность завоевала также его серия "Наполеон в России" (1887-1900). Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книг "На войне в Азии и Европе. Воспоминания" (1894), "Заметки, очерки и воспоминания", "Поездка в Гималаи", большой интерес представляют также "Избранные письма" русского художника-баталиста (переизданы в 1981 году).

Верещагин Наполеон на Бородинских высотах
Наполеон I на Бородинских высотах
Верещагин Конец Бородинской битвы
Конец Бородинского боя, 1897-1898
Верещагин На большой дороге
На большой дороге. Отступление.

Эти три картины из серии «1812 год» находятся в Музее Отечественной войны 1812 года в Москве. Остро чувствуя своим темпераментом художника-публициста напряженный пульс времени, мастер вновь и вновь устремляется в горячие точки планеты и гибнет во время русско-японской войны. Василий Васильевич Верещагин погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.

Верещагин являлся решительным приверженцем реализма в искусстве, использовал только реальные сюжеты и даже если и трактовал их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. В своих картинах из Нового Завета художник решительно разрывал всякую связь с традицией религиозной живописи. Верещагина нельзя не считать одним из самых замечательных художников России и Европы конца 19 столетия. Выставки художника в России, Европе и Америке возбуждали всегда большой интерес, а статьи о нем, на различных европейских языках и в том числе на русском, без преувеличения можно сказать, составляют целую литературную эпопею.

Верещагин Руины в Чугучаке
Руины в Чугучаке, 1869-1870, Русский музей
Верещагин Развалины китайской кумирни
Развалины китайской кумирни, Ак-Кент, 1869-1870, ГТГ
Верещагин эскиз Горный ручей в Кашмире
Горный ручей в Кашмире, 1875, Третьяковская галерея
Верещагин эскиз Царская гробница в Иерусалиме
Царская гробница, Иерусалим, 1884, частная коллекция
Верещагин эскиз Распятие в эпоху римлян
Распятие в эпоху римлян, 1887, частное собрание
Верещагин эскиз Вид Кремля
Вид Кремля, 1870-1880, частная коллекция живописи

В нашем видео мы постарались представить (согласно перечня работ художника Верещагина, составленным доктором искусствоведения Андреем Константиновичем Лебедевым) лучшие картины этого русского живописца, знаменитого представителя батального жанра.

vereshchagin
Реальный формат этого видео в HD качестве 1280x720 px