Арт Small Bay
Давид Картины
Иванов Картины
Художники Италии

Дизайн Bottom
Давид Портрет

Давид Жак Луи
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский живописец. Родился 30 августа 1748 года в Париже. С 1766 по 1774 год учился в Королевской академии живописи и скульптуры у исторического живописца Жозефа-Мари Вьена, в 1775–1780 изучал античное искусство в Риме.


Антиох и Стратоника
Антиох и Стратоника, 1774
Академия изящных искусств, Париж
Велизарий
Велизарий, 1781
Музей изящных искусств, Лилль
Андромаха
Андромаха у тела Гектора, 1783
Музей Лувр, Париж

В 1780–1790-е годы Жак Луи Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве конца XVIII века, воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIII столетия культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели.


Клятва Горациев
Клятва Горациев, 1784
Музей Лувр, Париж
Смерть Сократа
Смерть философа Сократа, 1787
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Парис и Елена
Любовь Париса и Елены, 1788
Музей Лувр, Париж

Для произведений художника 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить свободолюбивые героические идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (“Смерть Сократа”, 1787, Метрополитен-музей; “Ликторы приносят Бруту тела его сыновей”, 1789, Лувр, Париж). Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине “Клятва Горациев” (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв художника к революционной борьбе. Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (“Портрет доктора Альфонса Леруа”, 1783, Музей Лувр, Париж).



Воодушевленный событиями Великой французской революции, Жак-Луи Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (“Клятва в зале для игры в мяч”, 1791, картина не закончена, центральная часть в Национальном музее Версаля и Трианонов). Черты портрета и исторической картины совмещены в картинах “Убитый Лепелетье” (1793, картина не сохранилась, известна по гравюрам Тардье) и особенно “Смерть Марата” (1793, Королевский музей, Брюссель) с их трагическим звучанием, простотой и лаконизмом композиции, суровой сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм. Давид был активным деятелем революции, членом Конвента, организовывал массовые народные революционные празднества в Париже, создал Национальный музей в Лувре.


Князь Потоцкий Смерть Сенеки Лавуазье Альфонс Леруа Контесса де Сорси
Князь Потоцкий
1781
Смерть Сенеки
1773
Портрет Лавуазье и его жены Мари-Анны, 1788 Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783 Контесса де Сорси
Анна-Мари Фелюсьен


Разгоревшийся пожар революции затянул пылкого художника в свой бурный круговорот: Давид выступил в роли политического деятеля, попал в 1793 году в конвент, в качестве его члена участвовал в осуждении короля на казнь, сочинял и предлагал проекты великих национальных празднеств и управлял их декоративной частью и т.п. В это время из-под кисти французского живописца вышли воспроизведения двух кровавых современных сцен — убийства Лепелетье и Марата. После термидорианского переворота, падения и казни Робеспьера был арестован и его друг Давид, и только слава последнего как художника спасла его голову от гильотины. По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих картин, “Похищение сабинянок” (более верное название этой картины — “Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами”).


Пьер Серизиа Ликторы Смерть Марата Сабинянки Эмилия Серизиа
Пьер Серизиа
1790
Ликторы приносят Бруту тела его сыновей Смерть Марата
1793
Сабинянки, останавливающие битву Портрет мадам Эмилии Серизиа, 1795

Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора; но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (“Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар”, “Коронация Наполеона”, “Раздача орлов” и т. п.), он не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, “Леонид и спартанцы у Фермопил” — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с “Похищением сабинянок” за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра). Несмотря на благорасположение к нему императора Наполеона Бонапарта и на получаемые от него милости, Жак Луи Давид оставался в душе республиканцем.


Портрет тюремщика Сафо и Фаон Генриэтта де Верниньяк Леонид I Помазание Наполеона
Портрет тюремщика
1794
Сафо и Фаон
1809
Портрет мадам Генриэтты де Верниньяк Леонид I и спартанцы
при Фермопилах
, 1814
Помазание Наполеона I
и коронация Жозефины

Наполеон Купидон и Психея Пий VII Путешествие Телемаха Контесса Вилейн XIII
Портрет Наполеона
в кабинете
Купидон и Психея
1773
Портрет Пия VII
1788
Путешествие Телемаха
1783
Контесса Вилейн XIII
с дочерью

После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов французский живописец как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Бурбоны не могли простить Давиду преданности Наполеону и особенно того, что во времена революции он, как якобинец, был другом Робеспьера и голосовал за казнь Людовика XVI. Художник был вычеркнут из списков Академии художеств и Почетного легиона и поселился в Брюсселе, где продолжал руководить образованием молодых художников и писать картины. Из произведений, относящихся к этой последней поре деятельности Давида, наиболее достойны внимания: “Купидон, покидающий Психею”, “Марс, обезоруживаемый Венерой, Амуром и Грациями” и другие картины.


Наполеон на перевале Сен-Бернард Мадам Рекамье Маргарита-Шарлотта Венера и грации Зинаида и Шарлотта Бонапарт
Наполеон на перевале Сен-Бернард, 1801 Портрет мадам Рекамье
1800
Маргарита-Шарлотта Давид, 1813 Венера и грации обманывают Марса Зинаида и Шарлотта Бонапарт, 1821

Главная заслуга Давида состоит в основании целой школы, в которой его ученикам предоставлялась возможность развивать свои способности сообразно их натуре, без всяких стеснений, и после строгого изучения антиков бросить рабское подражание им и идти не по стопам своего учителя, а самостоятельным путем к совершенству. Из этой школы вышли Гро, Гране, Друе, Жироде, Жерар, Изабе, Навез, Робер, Энгр и многие другие, менее значительные художники.


Примечание.
1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Название картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием.



История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Библиотека | Астрология | Магия | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Стен Картины
Рерих Картины
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004-2017 © Small Bay Ltd