Арт Small Bay

Риччи Себастьяно
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Риччи Портрет

Риччи Себастьяно (Ricci Sebastiano) (1659, Беллуно — 1734, Венеция), выдающийся итальянский живописец. Учился в Венеции у Себастьяно Маццони и Федерико Червелли, последователя Джордано Лука, затем в Болонье — у Джан Джузеппе дель Соле, подражавшего манере Веронезе. Работал в Болонье (до 1686), Парме, Риме (1686-1695), Милане (1700-1707), Венеции, Вене (1701-1705), Флоренции (1706-1717), Бергамо, а также в Лондоне, Париже и Голландии.

Семейство кентавров
Семейство кентавров, 1680
Палаццо Лавиния Таверна, Рим
Нептун и Амфитрита
Нептун и Амфитрита, 1690-е
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид
Лукреция и Коллатин
Лукреция и Коллатин, 1685
Оспедале дельи Эспости, Парма

Риччи изучал живопись болонцев, мастеров Венеции эпохи Возрождения, в Риме — искусство Карраччи, Пьетро да Кортона, Маратти; в Милане — живопись Маньяско. Несмотря на такой обширный круг мастеров живописи, творчеством которых он интересовался, Риччи был самобытным, талантливым мастером, одним из наиболее ярких представителей венецианского рококо, получивших от современников название «виртуозы», за быстроту работы и мастерство. Художник писал картины на мифологические и исторические сюжеты, много работал в монументальной живописи.

Риччи Нимфа и сатиры
Нимфа и сатиры, 1712-1716
Музей Лувр, Париж
Риччи Авраам
Авраам и три ангела, 1693
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Риччи Вакханка
Вакханка и сатиры, 1709
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Значительной ранней работой Риччи явился фресковый цикл во флорентийском палаццо Маручелли (1707), исполненный для герцога Фердинанда Тосканского. Холодные тона росписи в потоке света кажутся исключительно интенсивными по цвету. В этих сценах проявилось умение художника передать ситуации мифологических историй и легенд в конкретной, не лишенной бытовых деталей манере. В духе рококо Риччи постепенно перерабатывает традиционный стиль болонской и римской барочной живописи в своих последующих крупных работах — фреске «Аллегория доблести» (1708) в венецианской церкви Сан Стае и росписи купола капеллы (1708) венецианской церкви Санта Мария дель Кармине.



Во Флоренции Риччи знакомится с живописью Луки Джордано и работами Маньяско. Манера последнего оказала на него наибольшее влияние. В сюжетах итальянского художника появляются сцены с монахами, бродягами, солдатами в таинственном лунном освещении («Пейзаж», Удине, Городской музей). Преодолевая приемы сильной светотеневой моделировки фигур, воспринятой от мастеров Венеции академического направления 17 века (tenebrosi), Риччи обращается в поисках индивидуальной манеры к живописи Веронезе, становясь провозвестником так называемого неоверонезовского стиля.




В живописи художника, как и в работах, подражавших его манере мастеров-виртуозов Венеции, доминирует ощущение чувственного праздничного великолепия жизни, любви к ничем не омраченному наслаждению ее радостями. Итальянский живописец превращает миф и историю то в галантные сцены костюмированных празднеств, то в полные безмятежной грации «поэзии» в духе Чинквеченто. Алтарный образ «Мадонна со святыми» (1708, Венеция, Сан Джорджо Маджоре) написан легким плывущим мазком в светлом колорите. Яркие, разнообразные по цвету пятна одежд святых, расположившихся вокруг сидящей на возвышении Мадонны, образуют праздничную цветовую гамму. Картина Риччи близка произведениям венецианских мастеров 16 столетия, с их созерцательностью и поэтичностью в выражении эмоционального состояния персонажей.

В 1710-е годы Риччи создает ряд больших полотен на мифологические темы, воскрешая в них в духе рококо свободно-поэтическое, идиллическое истолкование сюжета, присущее живописи Веронезе («Купание Вирсавии», «Венера и сатир» — оба — Будапешт, Музей изобразительных искусств; «Диана и Каллисто», Венеция, Галереи Академии; «Венера и Адонис», Орлеан, Музей изящных искусств). Удлиненные, грациозные фигуры персонажей располагаются, как правило, в барочном волнообразном движении, восходящем к манере Джордано. Прием широкой сценической компоновки, характерной для Веронезе, часто присутствует в произведениях художника. Легкие, прозрачные тона палитры отвечают вкусам рококо. Полотно Риччи «Триумф наук» (1717-1718, Лувр, Париж) стало примером новой светской аллегории века Просвещения. Оно было исполнено по заказу Французской Академии в Риме, художник прославил в нем создание Академии как покровительницы искусства. Известность пришла к Риччи после его путешествия по Италии, исполнения работ в Австрии, Франции, Англии, где он исполнил много росписей (вилла в Чизвике; дворец лорда Берлингтона на Пикадилли в Лондоне) и алтарных картин (Вена, Карлскирхе).

После возвращения в 1717 году из Англии и Франции Риччи работал в основном для венецианских церквей. В алтарных картинах «Святой Петр, освобождаемый из тюрьмы» (1722, Сан Стае), «Святая Елена, находящая крест» (1730, Сан Рокко), «Пий V и святые» (1732, деи Джезуати), «Торжество Евхаристии» (1732, Сан Стае) светлые чистые красочные тона золотятся в потоке заполняющего пространство света. Живая мимика персонажей, радостная палитра художника придают сценам религиозного содержания характер то таинственной сказки-фьябы, то венецианского праздничного зрелища.

В поздние годы творчества колорит художника несколько утрачивает свое разнообразие, композиционное решение становится более логически выверенным, но сцены не утрачивают очарования волшебной сказочности («Царь Соломон, поклоняющийся идолам», 1724, Турин, Галерея Сабауда). Роль Риччи была значительной и в создании камерного портрета 18 века, который получил развитие в Венеции раньше, чем в других областях Италии в 18 столетии.
Каждый детский мини сад Созвездие - образование малышу на всю жизнь.

Живописец одним из первых после путешествия в Англию стал изображать модели в античных одеяниях на фоне английских пейзажных парков («Портрет неизвестной», частное собрание), писать портреты в духе английских «сцен собеседования» (conversation pieces), изображая портретируемых в интерьере или в парках («Английские кавалеры у клавесина», 1730-е годы, частное собрание). В его портретах нашел выражение культ естественной природы, палладианские увлечения и тот дух театрализации образа, который будет присущ европейскому портрету века Просвещения («Певец Фаринелли», Лондон, Королевский Музыкальный колледж).
Риччи одним из первых мастеров Италии познакомил Европу в 18 столетии с высокой живописной культурой Венето, стал провозвестником новых поисков в итальянском искусстве 18 века. Его живопись оказала влияние на Амигони, Пеллегрини, Питтони, Гварди, Тьеполо и других художников.

Примечание.
1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения.
2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.