Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу
Живопись русских художников
Картина Ильи Ефимовича Репина «Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу». Холст, масло, 60 × 50 см.
Лев Толстой оказался для Репина идеальной портретной моделью. За тридцатилетний
период личного знакомства с Толстым художник сделал десятки живописных и
графических изображений писателя, а однажды, обратившись к скульптуре, вылепил и
его бюст. Выбирая сюжеты для своих портретных этюдов, Репин явно старался
откликнуться на те стороны жизни и быта яснополянского графа-мужика, которые
были предметом особого внимания всероссийской молвы.
Толстой-пахарь, Толстой на косьбе, Толстой в лесу, на молитве – такие сцены очень занимали портретиста, к ним он возвращался не раз. Собирательный образ писателя, каким он складывался из многочисленных репинских изображений – от беглых набросков до законченных живописных композиций, – вполне отвечал представлениям о Льве Толстом как о человеке-легенде. Репин утверждал жизненную значимость этой легенды, но вместе с тем лишал ее романтического ореола, снимал с нее все условные покровы, стремясь к предельно живому и непосредственному художническому прикосновению к духу и плоти своего героя, к его повседневному бытию.
На картине «Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу» Репин изобразил писателя в крестьянской холщовой косоворотке, полотняных штанах, на голове – белый картуз. Лев Николаевич, стремящийся быть максимально родственным природе, отдыхает прямо на траве возле дерева с книгой в руках. Основательный, кряжистый, он сам похож на лесного хозяина, органично вписавшись в тишину лесного царства с теплым ароматом трав и грибным духом матушки-земли. При всей простоте и кажущейся будничности облика и манеры поведения Толстого, что так хорошо удалось передать Репину, изображение великого писателя нисколько не снижено, не замельчено, лишено жанровости.