Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Давид Жак Луи
Картины Часть 2

Давид Портрет

Разгоревшийся пожар революции затянул пылкого художника в свой бурный круговорот: Жак Луи Давид выступил в роли политического деятеля, попал в 1793 году в конвент, в качестве его члена участвовал в осуждении короля на казнь, сочинял и предлагал проекты великих национальных празднеств и управлял их декоративной частью и т.п. В это время из-под кисти французского живописца вышли воспроизведения двух кровавых современных сцен – убийства Лепелетье и Марата.

После термидорианского переворота, падения и казни Робеспьера был арестован и его друг Давид, и только слава последнего как художника спасла его голову от гильотины. По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих картин, “Похищение сабинянок” (более верное название этой картины – “Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами”).

Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора; но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (“Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар”, “Коронация Наполеона”, “Раздача орлов” и т.п.), он не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, “Леонид и спартанцы у Фермопил” – картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с “Похищением сабинянок” за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра).

В период наполеоновского правления художник много и плодотворно работал (“Помазание Наполеона I и коронация Жозефины”, 1805-1807, Музей Лувр, Париж; “Наполеон Бонапарт на перевале Сен-Бернар”, 1801, Художественно-исторический музей, Вена). Однако, несмотря на благорасположение к нему императора Наполеона Бонапарта и на получаемые от него милости, Жак Луи Давид оставался в душе республиканцем.

После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов французский живописец как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Бурбоны не могли простить Давиду преданности Наполеону и особенно того, что во времена революции он, как якобинец, был другом Робеспьера и голосовал за казнь Людовика XVI. Художник был вычеркнут из списков Академии художеств и Почетного легиона и поселился в Брюсселе, где продолжал руководить образованием молодых художников и писать картины.

Из произведений, относящихся к последней поре деятельности французского живописца Жака Луи Давида, наиболее достойны внимания: “Купидон, покидающий Психею” (1817, Художественный музей, Кливленд), “Марс, обезоруживаемый Венерой, Амуром и Грациями” (1824, Королевский музей, Брюссель) и другие картины.

Главная заслуга Давида состоит в основании целой школы, в которой его ученикам предоставлялась возможность развивать свои способности сообразно их натуре, без всяких стеснений, и после строгого изучения антиков бросить рабское подражание им и идти не по стопам своего учителя, а самостоятельным путем к совершенству. Из этой школы вышли Гро, Гране, Друе, Жироде, Жерар, Изабе, Навез, Робер, Энгр и многие другие, менее значительные художники.

Примечание.
1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.
2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Картины Жака Луи Давида Часть 1 ►

Картины Жака Луи Давида Часть 2 ►

William Gold