Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Климт Густав
Картины Часть 3

Климт Портрет

Австрийский живописец Густав Климт руководил объединением «Сецессион». Характерными особенностями этого стиля для живописи были мозаичная многоцветность и изощренная орнаментальность, для графики – геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности, для архитектуры – ритмическая упорядоченность делений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений. Мастеров этого стиля (Йозеф Мария Ольбрих, Отто Вагнер, Йозеф Хофман, Карл Мозер и другие художники) отличало тяготение к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. В связи с этим «сецессионстиль» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstill).

Климт Лестница Музей истории искусства
Лестница, 1890, Музей истории искусства, Вена
Климт Юная девушка
Юная девушка, 1894, Музей Леопольда, Вена
Климт Соня Книпс
Соня Книпс, 1898, Галерея Бельведер, Вена
Климт Надежда I
Надежда I, 1903 год, Национальная галерея Канады, Оттава
Климт Гермина Галлия
Гермина Галлия, 1904, Национальная галерея, Лондон
Климт Водяные змеи I
Водяные змеи I, 1904-1907, Галерея Бельведер, Вена

Золотой фон и символика в произведениях художника, близкая византийской, восходят к мозаикам Венеции и Равенны, увиденным Климтом во время путешествия по Италии. Вдохновителями художника были и образы классической Греции, минойской и египетской культур. Он также изучал и высоко ценил гравюры Альбрехта Дюрера, европейские картины позднего средневековья, а также японской школы Римпа.

Картины Климта («Медицина», «Философия», «Юриспруденция»), заказанные художнику в 1894 году для украшения свода главного холла университета Вены, стали предметом серьезной критики со стороны университетских властей, которые ожидали классического представления образов от художника. Климт преобразил традиционные академические аллегории, включив эротическую составляющую в свои работы в стиле модерн.

Климт Серена Пулитцер Ледерер
Серена Пулитцер Ледерер, 1899, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Климт Медицина Гигея
Медицина, Гигея, 1894-1900, для Венского университета
Климт Роза фон Ростхорн-Фридман
Роза фон Ростхорн-Фридман, 1900-1901, частное собрание
Климт Грызущая печаль
Грызущая печаль, 1902, Дом Сецессиона, Вена
Климт Фриз Бетховен
Фриз Бетховен, центральная часть, 1902, Дом Сецессиона, Вена
Климт Фритца Ридлер
Фритца Ридлер, 1906, Галерея Бельведер, Вена

Университетскими властями эти картины-аллегории были объявлены провокацией, ведущей к распущенности и аморальности. В результате картины не были выставлены в главном здании университета. Картины «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» были уничтожены нацистами в 1945 году во время Второй мировой войны.

Это был последний публичный заказ, который художник согласился выполнить. После этого картины приобрел меценат Август Ледерер, собрание живописи которого затем было национализировано в пользу Третьего рейха. В настоящее время сохранилась только одна цветная фотография картины «Медицина», в образе Гигеи. Скончался Густав Климт 6 февраля 1918 года в Вене от инсульта и тяжелой формы пневмонии.

Климт Смерть и жизнь
Смерть и жизнь, 1910-1915, Музей Леопольда, Вена
Климт Адель Блох-Бауэр II
Адель Блох-Бауэр II, 1912, Фонд Марии Альтманн, Лос-Анджелес
Климт Фридерике Мария Беер
Фридерике Мария Беер, 1916, Музей искусств, Тель-Авив
Климт Подруги
Подруги, 1916-1917, Галерея Вельц, Зальцбург
Климт Дитя
Дитя, 1917-1918, Национальная галерея, Вашингтон
Климт Адам и Ева
Адам и Ева, 1917, Галерея Бельведер, Вена

Картины Климта Часть 1 ►

Картины Климта Часть 2 ►

Картины Климта Часть 3 ►

Edward Burne-Jones