Возрождение астрологии в XVIII – XX веках
Периоды утраты астрологией своего влияния, возобновления интереса к ней и частичного восстановления астрологических позиций в Европе (XVIII – XX столетия)
Начиная с XVIII века человек стал рассматриваться в качестве естественно-природного существа, стремящегося к удовлетворению своих потребностей и счастью, достижимому посредством рациональной трансформации общества вследствие распространения научных знании и просвещения народных, масс. В то же время декларируемая рационалистами вера в неограниченную силу человеческого разума и способность человека познавать мир и преобразовывать его в соответствии с познанными законами природы и общества в значительной степени подорвала то доверие, которым пользовались астрологи в эпоху Возрождения, в результате чего астрология начала терять прежние позиции. В противоположность утверждениям рационалистов, астрология этого периода, отступая от традиций Возрождения, обратилась к модели человека по образу и подобию природы, исходя из представления о судьбе человека, обусловленной положением светил в момент рождения или зачатия и низводящей его до статуса пешки в шахматной игре космических сил.
К середине XVIII века достаточно широкое распространение получила юдициальная астрология. Так, придворный библиотекарь и историограф курфюрстов Ганноверских, математик и философ Готфрид Лейбниц составлял гороскопы влиятельным особам Германии. Разработанная им теория о метеорологии успешно использовалась как в Германии, так и за ее пределами. Юдициальной астрологией также занимались Шлегель, Новалис, Фехнер, Вальтер Скотт и Стендаль.
Центром нового всплеска интереса к астрологии в Европе стала Великобритания. В конце XVIII столетия в этой стране было опубликовано "Новое полное разъяснение небесной науки астрологии" Эбенизера Сибли, а в 1816 году Джеймсом Уилсоном было написано подробное руководство "Полный словарь по астрологии", по сей день считающееся образцовым справочником по традиционной птолемеевской астрологии. Тот факт, что обе данные книги неоднократно переиздавались, свидетельствует, что потребность в знаниях подобного рода в народе не исчезла. В 1820 году Р. К. Смит (1795 – 1832) основал под псевдонимом Рафаэль периодическое издание "Альманах Рафаэля и пророческий вестник", сразу ставшее популярным. Оно издается и в наши дни. Вслед за Рафаэлем свой "Альманах Задкиеля" начал издавать Р. Дж. Моррисон (с 1830 года), причем с не меньшим успехом. Появились и другие книги и периодические издания. Авторов не смущал тот факт, что официальная наука считала астрологию "ложным учением": как собственный опыт астрологов, так и большой спрос на литературу подобного рода показывали, что древнее учение о звёздах по-прежнему актуально.
Большую поддержку астрология получила со стороны различных оккультных учений, особенно со стороны теософии – религиозно-мистического учения, сформулированного Еленой Петровной Блаватской (1831 – 1891). Блаватская и ее последователи сыграли огромную роль в увеличении интереса к астрологии в странах Запада. В своих работах теософы последовательно проводили мысль о том, что астрология – это неотъемлемая часть сокровенной мудрости всех эпох и народов, что "наука о звёздах" во многом является ключом к глубинным знаниям о мире и предназначении человека. Теософия связала европейскую астрологию с элементами индийской философии и с индийской астрологией. В ряды Теософского общества влилось множество людей, интересующихся древней наукой о звёздах. Естественным развитием этого интереса стало создание учеником Блаватской Аланом Лео (1860 – 1917) Астрологической ложи Теософского общества (Лондон), которая и по сей день является одной из самых уважаемых астрологических организаций.
Из Англии интерес к астрологии распространился на другие страны Европы (Германию, Россию, Нидерланды и др.), а также в Соединённые Штаты Америки. В большинстве случаев первыми людьми, начинавшими пропаганду астрологии в своей стране, были члены Теософского общества (одно из немногих исключений представляла Франция). Особенно успешно астрология распространялась в США, что во многом связано с деятельностью Люка Денниса Браутона (1828 – 1899). В возрасте 26 лет он эмигрировал из Англии в Соединённые Штаты, вскоре начал издавать астрологический журнал, читать лекции в Нью-Йорке, распространять английскую астрологическую литературу, давать консультации.
Ошеломляющими были результаты: если в 1860 году в США практически не было своих серьёзных астрологов, то к концу века их уже были тысячи. Начало XIX века ознаменовалось господством материалистического мировоззрения. Честь астрологии была запятнана, престиж уничтожен. Традиционное число септенера, семи планет астрологии, заметно поколебалось в результате открытия двух новых планет: Урана и Нептуна.
В это время на защиту астрологии встал современник Гете, астроном, профессор Эрлангенского университета Пфафф: его лекции по научной астрологии пользовались большой популярностью, а перевод «Тетрабиблоса» Птолемея, впервые вышедший в 1822 году, выдержал несколько переизданий. Не отрицал астрологию и сам Гете, посвятивший ей несколько сонетов в «Изначальных словах» и включивший истолкование собственного гороскопа в автобиографию «Поэзия и правда». В пользу астрологии высказывались также Байрон и Шелли.
Над выявлением взаимосвязей, существующих между планетами, числами и металлами, работал Стринберг. Значительный вклад в
разработку фундаментальных основ астрологии внесли Лео, Симмонит, Книпф.
Уайльд, Грин, Моррисон (под псевдонимом
Рафаэль и Цадкиэль ежегодно издававшие в
Лондоне эфемериды и астрологический
альманах), Фуркер, Либра, Фламберт, Кох и
другие, сумевшие поднять астрологию на
уровень требований, предъявляемых
мышлением нового времени и новейшими
открытиями в области других наук.
«Было бы великим заблуждением,
– писал Книпф, – считать, что расширение
горизонта знаний в области физики способно
уничтожить астрологию. Можно быть
приверженцем современных научных методов и
оставаться при этом астрологом».
В предвоенные годы XX века круг
сторонников астрологии существенно
расширился, не говоря уже о
профессиональных астрологах и лицах,
работающих на публику. В Германии в это
время стали издаваться профессиональные
журналы «Астрологическое Обозрение» и «Зодиак».
В 1919 году вышло второе издание исторического
экскурса в астрологию профессора Ф. Боля,
отстаивавшего за астрологией право на
самостоятельное существование в качестве
полноправной научной дисциплины.
Критический разбор трудов Боля,
предпринятый Книпфом, нашел
соответствующее отражение в «Исторических
и критических исследованиях»,
опубликованных в 1911 – 1912 годах в качестве
приложения к журналу по научной астрологии
«Зодиак». Открыто выступил в защиту
астрологии и доктор астрономии Критцингер
в своих трудах «Солнце и душа» (1925) и «Волшебная
палочка и лучи смерти» (1929). Истинность
астрологических феноменов отстаивал также
доктор К.Грубец в своей статье «Космобиологические
взаимосвязи», опубликованной в 1925 году в журнале «Земля».
Повышению престижа астрологии в значительной мере
способствовали теоретические исследования
Мэйса, Циглера, Рута, Шлейха. Так, Берлинское
академическое общество исследователей в
области астрологии, основанное в 1925 году,
научно подтвердило истинность влияний
звезд в астрологическом понимании. В
помощь астрологам в Берлине было
даже учреждено Центральное статистическое
агентство по сбору, обработке и хранению
информации в области астрологии. В этот
период издавались также астрологические
журналы «Зенит» доктора Корша, «Звезды и
человек» фон Клеклера, «Астральная
обсерватория» Глана и «Астрологический обзор» Беккера.
Астрологию называют также наукой о времени – она лежит в основе представлений о
времени, систем хронологий: халдейской, египетской, христианской, мусульманской,
буддийской и других календарных систем. И. Аргуэлес и Л. Аргуэлес утверждают, что в противоположность
искусственному грегорианскому календарю календарь майя, основанный на 13
месячном расчете по 28 дней в каждом месяце является гарантией оздоровления
жизни на земле. Они выступают за хронологическую перестройку человечества,
предполагая провести ее в четыре последних года XX столетия. Астрология часто
использовалась как инструмент династического прогноза и евгенической культивации родов.
Было установлено, что планетные влияния в натальный период весьма существенны
и, будучи умножены в цепи поколений, дают весьма точные результаты. Многие
важные политические решения в современном мире продолжают основываться на
астрологических расчетах и предсказаниях.
Литература
Звёздный путь астрологии. Нострадамус глазами историков.
Истолкование Люстрио с комментариями И.Г. Михайловой и Н.В. Скородум, -М., Рига, 1992
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А., -М., 1890-1907