Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Зарождение астрологии в Месопотамии, Ассирии, Вавилонии

Периоды зарождения и становления астрологии в Месопотамии, Ассирии, Вавилонии (V тысячелетие до нашей эры – 583 год до нашей эры)

Придворной астрологией славилась Месопотамия или по иному Междуречье (Двуречье): месопотамская астрономия I тысячелетия до нашей эры оказала значительное влияние на индийскую. Не без посредничества ислама, нередко заимствовавшего обычаи и традиции древнего Ближнего Востока через эллинистические каналы, месопотамская астрология обрела свое второе рождение в Вавилонии и соседних странах уже после гибели самой, породившей ее цивилизации. Ранний этап развития астрологии в месопотамской цивилизации нашел отражение в старовавилонских табличках с довольно примитивными астрологическими знамениями, обнаруженных в Богазкейе, Катне, Мари и Эламе и подтверждающих существование астрологической традиции, достаточно сложной уже в старовавилонский период.

В научных и, преимущественно, литературных текстах нередко встречается термин «уцурту», означающий «план» или «набросок», подразумевающий некоторый, божественно предопределенный, ход событий, служащий прообразом современного гороскопа. В некоторых религиозных текстах неоднократно встречается термин «шимту», означающий некую безымянную силу, наделяющую каждого родившегося предназначенной ему индивидуальной мерой счастья и неудач и определяющую цели, средства и длительность дальнейшего существования, природу и последовательность происходящих событий. Таким образом, понятие «шимту» предусматривало необходимость реализации предопределения, о чем свидетельствует фрагмент письма царя Ашшурнацирапала II (883-859 годы до нашей эры): «Все это шимту, изреченная великими Богами и реализованная для меня их волей». Кроме того, в одном позднем тексте времен правления старовавилонского царя Амми-Цадука сохранились упоминания о наблюдениях за планетой Венера. Астрологические тексты вывозились в Сузы и Хаттусас и переводились на эламский и хеттский языки: данный тип предсказаний был широко распространен даже за пределами Вавилонии.

Основным источником астрологических текстов, как уже упоминалось, служила библиотека Ашшурбанипала (668 – 627 годы до нашей эры). Родиной одних текстов являются Ашшур и Калах, другие происходят из Вавилона, Борсиппы, Урука, Киша, Ниппура. Средневавилонские тексты, найденные в Нузи и Ниппуре, свидетельствуют о непрерывности астрологической традиции. Каноническая серия (уже упомянутая нами «Enuma Anu Enlil» («Когда Ану и Энлиль...») по первым словам двуязычного введения содержит около 70 табличек, в двадцати трех из которых описываются Луна, Солнце, планеты, неподвижные звезды, а также истолковываются явления, сопровождающие полнолуние и новолуние, солнечные и лунные затмения. Кроме того, некоторое внимание уделяется необычным скоплениям облаков и движению планет, в особенности, Венеры. В архивах Ниневии сохранилось множество астрологических отчетов ассирийским царям, посвященных истолкованию таких явлений, как землетрясение, град, гром, дождь.

Тексты, датируемые V и III веками до нашей эры представляют собой гороскопы, содержащие время зачатия и рождения ребенка, астрологические расчеты и их истолкование. Датировка гороскопов свидетельствует о том, что факт возникновения гороскопов в Вавилонии не следует приписывать влиянию греков. Гороскопы того времени напоминают известную селевкидскую табличку с предсказанием будущего родившемуся на основании астрономических явлений, сопровождавших его рождение. Любопытно также отметить и то, что Вавилонская астрология не имела ничего общего со слепой верой в могущество звезд, о которой упоминается в Ветхом завете (Книга Исайи, ХVII, 13).

Планеты. Из плеяды звездных Богов особое значение придавалось Луне не только потому, что она являлась первым показателем времени, но и вследствие мягкости ее лучей. Вторым важным фактором был Вавилонский лунный год (12х29 дней), служащий прообразом лунного календаря. Луна именовалась «Господином блестящего восхода». Метаморфозы лунного диска, вследствие смены фаз, воспринимались в качестве естественного роста и убыли, что наложило свой отпечаток на последующее представление о связи Луны с процессами становления, роста и умирания. Умиротворяющее действие лунных лучей, столь разительное после испепеляющей силы Солнца, вынудило вавилонян перенести начало отсчета суточного времени на полночь, в связи с чем Луна «Син» (шумерский «Нанна») воспринималась в качестве отца Солнца «Шамаш» (шумерский «Уту»), Определение траектории Луны, базировавшееся на наблюдениях за ее ежедневным движением по небосводу, позволило выделить 27 – 28 звездных групп. Определение траектории Луны на основе подобного подразделения, несомненно, предшествовало вычислению траектории Солнца.

В течение долгого времени могущество Солнечного Бога, Шамаш, значительно уступало могуществу Луны, Син. И лишь в эллинистическую эпоху стала очевидной зависимость развития всего живого от живительной силы Солнца. До нас дошло немало вавилонских гимнов, посвященных Луне и Солнцу, носящих культовый (иератичный) характер. Каждый из Богов имел в Месопотамии два центра: Шамаш – в Ларсе и Сиппаре, Син – в Уре и Харране. Бог Солнца занимал исключительное положение верховного судьи, земного и небесного, предсказывающего будущее и заботящегося об обиженных и бедных. Равноправным соседом на небосводе выступала также Венера (Иштар), образующая в союзе с Луной и Солнцем Божественную триаду.

Такое большое ее значение в Вавилонской астрологии было обусловлено исключительной видимостью данной планеты в этих широтах: в Месопотамии Венера, хорошо заметная даже в полдень, способна отбрасывать тень. Божественная триада (солнечный диск, полумесяц, восьмиконечная звезда Иштар) отчетливо видны на пограничных камнях, представляющих собой удлиненные столбы с изображением звездных Богов.

Пограничный камень с астрознаками
Пограничный камень
с астрознаками

Изображенные на некоторых из камней жилища следует считать звездными обителями – домами, в которых живут звезды. Звездные констелляции при этом имеют вид фантастических животных типа лев-змея-орел или коза-рыба. Венера олицетворяет собой Иштар, богиню любви и материнства, исцеляющую и покровительствующую всему растущему. Фрагменты астрологических текстов описывают ее в качестве «доброй Богини», питающей любовь и дарующей свое покровительство, милосердной к вдовам и представляющей опасность для младенцев. Наряду с Божественной триадой в пантеоне были и другие планеты: Нергал (Марс), Мардук (Юпитер), Ниниб (Сатурн), Набу (Меркурий).

Боги планет значительно отличались от неподвижных звезд. Планетарная природа постигалась посредством наблюдения за окраской планет: красный цвет Марса послужил основой для отождествления планеты с Богом Войны и смерти Нергалом: белый цвет Юпитера (как у Венеры) подтверждал его жизнетворное, мягкое влияние; красно-желто-серая окраска Сатурна и подозрительно долгий период его обращения вокруг Солнца имели зловещий характер.

Планеты объединялись в группы: вавилонянам была известна триада и септенер (семерица) планет. При этом планеты располагались не по времени их обращения, как это было принято у греков или впоследствии в Западной Европе, а в зависимости от их собственных достоинств, связанных с соответствующим Божеством (деление на добрых и злых). Возрастание, наряду с триадой, значения септенера планет, влияние которого распространялось далеко за пределами Месопотамии, было обусловлено значением числа семь, выявленного впервые на основе семидневного цикла, продиктованного лунными фазами (неделя).

Знаки Зодиака. В основных чертах Зодиак, сформировавшийся в Вавилонии, включал знаки Тельца, Близнецов, Рака, Льва, Девы, Весов (единственный, собственно календарный знак, получивший свое название согласно осеннему равноденствию), Скорпиона, Стрельца (Кентавр, которому в эпосе о Гильгамеше соответствовал человек-скорпион девятой таблички, содержащей упоминание о небесной преисподней и адских созвездиях), Козерога (вавилонская коза-рыба), Водолея (Адад, Бог бурь). Невыясненным до сих пор остается происхождение Овна. В вавилонском эпосе о сотворении мира упоминается около одиннадцати зодиакальных знаков, наложивших определенный отпечаток на эпос о Гильгамеше: человек-скорпион девятой таблички, борьба двух друзей Гильгамеша и Энкиду (Близнецы) с небесным быком и др. Для Вавилонии была также характерна идентификация обозначения звезд и знаков Зодиака.