Маковский Константин Егорович
Картины Часть 2
В последней четверти XIX столетия Маковский все чаще стал обращаться к событиям и персонажам русской истории XVII века. В 1880-е годы Маковский серьезно увлекся так называемым «боярским жанром», в котором наиболее ярко проявились и достоинства, и недостатки живописи художника. Первым крупным полотном на эту тему стала картина «Боярский свадебный пир в XVII веке». Затем последовали картины – «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», «Поцелуйный обряд», «Смерть Димитрия Самозванца» и другие. В его картинах повторялись персонажи, интерьеры, костюмы и аксессуары из огромной коллекции художника. Для основных женских образов позировала супруга художника Юлия Павловна Маковская.
Предполагая большой успех картины «Боярский свадебный пир», Маковский, регулярно принимавший участие в выставках передвижников, в 1883 году отказался экспонировать картину на очередной выставке, а в 1884 году вышел из объединения Товарищества передвижников. Он организовал персональную выставку в Петербурге, а в 1884 экспонировал полотно «Боярский свадебный пир в XVII веке» в Москве, Париже и Лондоне. На Всемирной выставке 1885 года в Антверпене за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.
Все работы Константина Егоровича Маковского отличают эффектность композиции и освещения, выразительный рисунок, сильный, но иногда несколько излишне цветистый колорит, а также мастерство кисти, особенно при обрисовке костюмов и прочих аксессуаров. К числу наиболее удачных работ художника относят: «Похороны в деревне» (1872), «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876), «Болгарские мученицы» (1877), «Русалки» (1879), «Под венец» (1884), «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1886), «Смерть Иоанна Грозного» (1888).
Наиболее интересными портретными работами Маковского считают портреты: композитора Александра Сергевича Даргомыжского; генерал-адъютанта Александра Егоровича Тимашева; графа, генерал-губернатора Восточной Сибири, Николая Николаевича Муравьева-Амурского; графа, генерала от кавалерии, Сергея Григорьевича Строганова; известного оперного певца Осипа Афанасьевича Петрова; супруги художника с детьми и некоторых других знаменитых людей.
На протяжении жизни Маковский неоднократно был участником Всемирных выставок – в Лондоне (1872), Вене (1873), Париже (1878, 1889, орден Почетного легиона и золотая медаль), Антверпене (1885), Чикаго (1893), Риме (1911). Сложное творческое наследие художника оригинально обобщило полувековой опыт исканий русской живописи второй половины XIX столетия.
Будучи современником Репина, Сурикова, Васнецова, Маковский являлся художником иного творческого склада, но не в меньшей степени успешно воплощал художественные пристрастия и тенденции искусства своего времени. Маковский Константин Егорович скончался в результате несчастного случая (транспортная авария) 17 сентября 1915 года.