Репин Илья Ефимович
Картины Часть 2
Темпераментная кисть Ильи Репина насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878-1891, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; "Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году", 1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва; "Иван Грозный и сын его Иван", 1885, там же). Эмоции на этих полотнах художника порой буквально выплескиваются наружу: в 1913 году иконописец А. Балашов, буквально загипнотизированный образом царя Ивана Грозного, изрезал картину ножом. Помимо исторических картин Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада российской империи ("Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве", 1885, Третьяковская галерея; "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения", 1901-1903, Русский музей).
Старея, художник продолжает удивлять публику. Апогея импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма – достигает живопись Репина в портретных этюдах для картины "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения".
В загадочной картине "Какой простор!" (1903, Русский музей) – с молодой парой, торжествующей в холодную пору среди бушующих волн на берегу Невского залива, – Репин выражает свое отношение к новому поколению в характерной для него манере «любви-вражды».
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1922-1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом и болью "Голгофу" (Художественный музей, Принстон, США).
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне от представителей Советской России, художник так и не вернулся на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским и Исааком Израилевичем Бродским). Илья Ефимович Репин умер в своём имении «Пенаты» 29 сентября 1930 года.
Примечание.
1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.
2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.