Арт Small Bay
Джорджоне Картины
Крамской Картины
Штук Картины
Художники Италии

Дизайн Bottom

Р Словарь

Художники, скульпторы, архитекторы, граверы
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Р Живописцы, ваятели, зодчие Эпоха, стиль, жанр
Раймонди Маркантонио Raimondi Markantonio Возрождение, гравюра
Рафаэль Санти Raffaello Santi Высокое Возрождение
Реберн Генри Raeburn Henry Классицизм, портрет
Редон Одилон Redon Odilon Символизм
Рейсдал Саломон Ruysdael Salomon Барокко, речной пейзаж
Рейнолдс Джошуа Reynolds Joshua Классицизм, портрет
Рейсдал Якоб ван Ruysdael Jacob van Барокко, пейзаж
Рембрандт ван Рейн Rembrandt van Rijn Барокко
Рени Гвидо Reni Guido Барокко
Ренуар Огюст Renoir Pierre-Auguste Импрессионизм
Реньо Жан Батист Regnault Jean Baptiste Классицизм
Репин Илья Repin Ilya Русская живопись
Рерих Николай Roerich Nikolay Модерн
Рибера Хусепе Ribera Jose Испанское барокко
Риго Гиацинт Rigaud Iacent Портретный жанр
Рихтер Герхард Richter Gerhard Гиперреализм
Риччи Себастьяно Ricci Sebastiano Рококо
Роббиа Лука Robbia Luca Ренессанс Скульптура
Робер Юбер Robert Hubert Классицизм, пейзаж
Роден Огюст Rodin Auguste Модерн
Роза Сальваторе Rosa Salvatorе Барокко
Ройо Луис Royo Luis Фэнтези Арт
Романино Джироламо Romanino Girolamo Маньеризм
Ропс Фелисьен Rops Philisien Символизм и Модерн
Рослин Александр Roslin Aleksander Классицизм, портрет
Росселлино Бернардо Rossellino Bernardo Проторенессанс
Россо Фьорентино Rosso Fiorentino Маньеризм
Ротари Пьетро Rotari Pietro Рококо и Неоклассицизм
Рубенс Питер Пауль Rubens Peter Paul Барокко
Рубийак Луи Франсуа Roubiliac Louis Francois Рококо Скульптура
Рубо Франц Rubo Franz Батальная панорамная живопись
Руо Жорж Rouault Georges Экспрессионизм
Рунге Филипп Отто Runge Philipp Otto Романтизм
Руссо Анри Rousseau Henri Импрессионизм
Руссо Теодор Rousseau Theodore Барбизонская школа
Рюд Франсуа Rude Francois Академизм Скульптура


Р   Краткий словарь художественных терминов

Ракурс (франц. raccourci – сокращение, укорачивание), перспективное сокращение изображенных предметов. В декоративных росписях ракурсы (часто необычные, обусловленные очень высокой или очень низкой точками зрения) используются для наиболее эффектной передачи бурного движения и иллюзионистически построенного пространства.

Реализм (от позднелат. realis – вещественный, действенный), в широком смысле – объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Существенная черта реализма – убежденность в познаваемости существенных сторон реального мира средствами искусства. В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого дает возможность создавать картину реально зримых форм предметной действительности, различные элементы и тенденции реализма можно выделить, начиная с эпохи первобытного искусства. В более узком, конкретно-историческом смысле понятие реализм прилагается к художественным явлениям, возникшим не ранее 17 века. Таковы реализм голландской живописи 17 столетия (в особенности творчество Рембрандта и Ф. Халса) и испанца Д. Веласкеса, связанный с идеологией "третьего сословия" так называемый просветительский реализм 18 века (Ж.Б.С. Шарден, Ж.А. Гудон во Франции, У. Хогарт в Великобритании), демократически ориентированный реализм 19 столетия, проявившийся в пейзажной (Дж. Констебл в Великобритании, К. Коро и мастера барбизонской школы во Франции и др.), жанровой (Г. Курбе и Ж.Б. Милле во Франции, А. фон Менцель в Германии и др.), исторической (Э. Месонье во Франции, Я. Матейко в Польше) и портретной (В. Лейбль в Германии. Дж. Сарджент и Т. Эйкинс в США) живописи, в графике (О. Домье во Франции) и скульптуре (К. Менье в Бельгии).

Резцовая гравюра, старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углубленные элементы печатной формы прорезаются с помощью тонкого стального резца – штихеля. Зародившееся в сфере деятельности оружейников и ювелиров (как еще примитивная техника для размножения образцов резьбы по металлу), искусство резцовая гравюра совершенствовалось и достигло расцвета к концу 15 века в творчестве М. Шонгауэра и А. Дюрера в Германии, А. Поллайоло, А. Мантеньи и М. Раймонди в Италии, в 16 столетии – в работах нидерландского гравера Луки Лейденского и др. Для техники резцовой гравюры характерна строгая ритмика линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; четкие штрихи точно очерчивают и моделируют форму, а их частота и насыщенность передают светотеневые градации. Однако известная ограниченность художественных возможностей резцовой гравюры (в частности, в передаче световоздушной среды, живого многообразия природы и т.п.), ее исключительная трудоемкость привели в 17 веке к торжеству в гравюре техники офорта и его разновидностей; областью применения резцовой гравюры вплоть до 19 столетия осталось исполнение географических карт, видов городов, научных иллюстраций, а также репродуцирование произведений живописи, скульптуры, архитектуры.

Рельеф (франц. relief, от итал. relevo– поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Присущие рельефу выразительные средства – развертывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания пространственных иллюзий – позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, архитектурные и пейзажные мотивы. По отношению изображения к плоскости фона различают рельеф углубленный (в том числе койланоглиф или "анкрё", т.е. вырезанный на плоскости контур) и выпуклый, главными разновидностями которого являются барельеф и горельеф (так называемый высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема).

Ретабло (исп. retablo, от лат. reto – за, позади и tabula – доска), деревянный, алебастровый или мраморный заалтарный образ больших размеров в испанском и латиноамериканском искусстве 15–18 веков; украшался фигурной и орнаментальной скульптурой, иногда с включением живописных изображений.

Рефлекс (от лат. reflexus – обращенный, отраженный), в живописи, реже в графике отсвет цвета и света на каком-либо предмете, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.), Точное и тонкое воспроизведение рефлекса способствует передаче объема, богатства цветов и оттенков изображаемой натуры в их сложной взаимосвязи.

Романизм (от лат. romanus – римский), направление в нидерландском искусстве 16 века. Мастера романизма (Я. Госсарт, Я. ван Скорел, Б. ван Орлей, М. ван Хемскерк, Л. Ломбард и др.) под влиянием искусства итальянского Возрождения и маньеризма настойчиво пытались соединить с нидерландской живописной традицией ренессансные открытия в области композиции, перспективы, анатомии, колорита, тематики (античная мифология, аллегорические сюжеты, обнаженная натура), Многие из них, представляя собой новый тип художника-ученого, сочетавшего живопись с занятиями архитектурой, археологией, филологией (Скорел и др.), способствовали распространению в Нидерландах идей гуманизма; в то же время художественная практика романистов не лишена элементов эклектизма.

Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (также в некоторых странах Восточной Европы) в основном в 10–12 веках. Главная роль в Романском стиле отводилась суровой, крепостного вида архитектуре. Монастырские комплексы, храмы, замки располагались, как правило, на возвышенных местах и господствовали над местностью; их наружный облик отличался монолитной цельностью, был исполнен спокойной и торжественнои силы, подчеркнутой массивностью стен, стереометричностью объемов, мерным ритмом простого по формам архитектурного декора. Внутри здания Романского стиля делились на отдельные пространственные ячейки, перекрытые сводами (иногда куполами) на полуциркульных арках. В изобразительном искусстве главное место занимали монументальные рельефы на порталах храмов и резные капители колонн, а также книжная миниатюра, получившая в эту эпоху значительное развитие. Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство Романского стиля – литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело и т.п. С середины 12 столетия Романский стиль начинает вытесняться зародившейся во Франции и Англии готикой. В 19 веке романское зодчество становится объектом подражания и стилизации в эклектической архитектуре Европы и США (постройки Г.Х. Ричардсона и др.).





История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Библиотека | Астрология | Магия | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Босх Картины
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004-2017 © Small Bay Ltd