Арт Small Bay

Р Словарь

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Художники, скульпторы, архитекторы, граверы
Раймонди Маркантонио Raimondi Markantonio
Рафаэль Санти Raffaello Santi
Реберн Генри Raeburn Henry
Редон Одилон Redon Odilon
Рейсдал Саломон Ruysdael Salomon
Рейнолдс Джошуа Reynolds Joshua
Рейсдал Якоб ван Ruysdael Jacob van
Рембрандт ван Рейн Rembrandt van Rijn
Рени Гвидо Reni Guido
Ренуар Огюст Renoir Pierre-Auguste
Реньо Жан Батист Regnault Jean Baptiste
Репин Илья Repin Ilya
Рерих Николай Roerich Nikolay
Рибера Хусепе Ribera Jose
Риго Гиацинт Rigaud Iacent
Рихтер Герхард Richter Gerhard
Риччи Себастьяно Ricci Sebastiano
Роббиа Лука Robbia Luca
Робер Юбер Robert Hubert
Роден Огюст Rodin Auguste
Роза Сальваторе Rosa Salvatorе
Ройо Луис Royo Luis
Романино Джироламо Romanino Girolamo
Ропс Фелисьен Rops Philisien
Рослин Александр Roslin Aleksander
Росселлино Бернардо Rossellino Bernardo
Россо Фьорентино Rosso Fiorentino
Ротари Пьетро Rotari Pietro
Рубенс Питер Пауль Rubens Peter Paul
Рубийак Луи Франсуа Roubiliac Louis Francois
Рубо Франц Rubo Franz
Руо Жорж Rouault Georges
Рунге Филипп Отто Runge Philipp Otto
Руссо Анри Rousseau Henri
Руссо Теодор Rousseau Theodore
Рюд Франсуа Rude Francois
Михаил Нестеров Mikhail Nesterov

Р Краткий словарь художественных терминов

Ракурс (франц. raccourci – сокращение, укорачивание), перспективное сокращение изображенных предметов. В декоративных росписях ракурсы (часто необычные, обусловленные очень высокой или очень низкой точками зрения) используются для наиболее эффектной передачи бурного движения и иллюзионистически построенного пространства.

Реализм (от позднелат. realis – вещественный, действенный), в широком смысле – объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Существенная черта реализма – убежденность в познаваемости существенных сторон реального мира средствами искусства. В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого дает возможность создавать картину реально зримых форм предметной действительности, различные элементы и тенденции реализма можно выделить, начиная с эпохи первобытного искусства. В более узком, конкретно-историческом смысле понятие реализм прилагается к художественным явлениям, возникшим не ранее 17 века. Таковы реализм голландской живописи 17 столетия (в особенности творчество Рембрандта и Ф. Халса) и испанца Д. Веласкеса, связанный с идеологией "третьего сословия" так называемый просветительский реализм 18 века (Ж.Б.С. Шарден, Ж.А. Гудон во Франции, У. Хогарт в Великобритании), демократически ориентированный реализм 19 столетия, проявившийся в пейзажной (Дж. Констебл в Великобритании, К. Коро и мастера барбизонской школы во Франции и др.), жанровой (Г. Курбе и Ж.Б. Милле во Франции, А. фон Менцель в Германии и др.), исторической (Э. Месонье во Франции, Я. Матейко в Польше) и портретной (В. Лейбль в Германии. Дж. Сарджент и Т. Эйкинс в США) живописи, в графике (О. Домье во Франции) и скульптуре (К. Менье в Бельгии).

Резцовая гравюра, старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углубленные элементы печатной формы прорезаются с помощью тонкого стального резца – штихеля. Зародившееся в сфере деятельности оружейников и ювелиров (как еще примитивная техника для размножения образцов резьбы по металлу), искусство резцовая гравюра совершенствовалось и достигло расцвета к концу 15 века в творчестве М. Шонгауэра и А. Дюрера в Германии, А. Поллайоло, А. Мантеньи и М. Раймонди в Италии, в 16 столетии – в работах нидерландского гравера Луки Лейденского и др. Для техники резцовой гравюры характерна строгая ритмика линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; четкие штрихи точно очерчивают и моделируют форму, а их частота и насыщенность передают светотеневые градации. Однако известная ограниченность художественных возможностей резцовой гравюры (в частности, в передаче световоздушной среды, живого многообразия природы и т.п.), ее исключительная трудоемкость привели в 17 веке к торжеству в гравюре техники офорта и его разновидностей; областью применения резцовой гравюры вплоть до 19 столетия осталось исполнение географических карт, видов городов, научных иллюстраций, а также репродуцирование произведений живописи, скульптуры, архитектуры.

Рельеф (франц. relief, от итал. relevo– поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Присущие рельефу выразительные средства – развертывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания пространственных иллюзий – позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, архитектурные и пейзажные мотивы. По отношению изображения к плоскости фона различают рельеф углубленный (в том числе койланоглиф или "анкрё", т.е. вырезанный на плоскости контур) и выпуклый, главными разновидностями которого являются барельеф и горельеф (так называемый высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема).

Ретабло (исп. retablo, от лат. reto – за, позади и tabula – доска), деревянный, алебастровый или мраморный заалтарный образ больших размеров в испанском и латиноамериканском искусстве 15–18 веков; украшался фигурной и орнаментальной скульптурой, иногда с включением живописных изображений.

Рефлекс (от лат. reflexus – обращенный, отраженный), в живописи, реже в графике отсвет цвета и света на каком-либо предмете, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.), Точное и тонкое воспроизведение рефлекса способствует передаче объема, богатства цветов и оттенков изображаемой натуры в их сложной взаимосвязи.

Романизм (от лат. romanus – римский), направление в нидерландском искусстве 16 века. Мастера романизма (Я. Госсарт, Я. ван Скорел, Б. ван Орлей, М. ван Хемскерк, Л. Ломбард и др.) под влиянием искусства итальянского Возрождения и маньеризма настойчиво пытались соединить с нидерландской живописной традицией ренессансные открытия в области композиции, перспективы, анатомии, колорита, тематики (античная мифология, аллегорические сюжеты, обнаженная натура), Многие из них, представляя собой новый тип художника-ученого, сочетавшего живопись с занятиями архитектурой, археологией, филологией (Скорел и др.), способствовали распространению в Нидерландах идей гуманизма; в то же время художественная практика романистов не лишена элементов эклектизма.

Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (также в некоторых странах Восточной Европы) в основном в 10–12 веках. Главная роль в Романском стиле отводилась суровой, крепостного вида архитектуре. Монастырские комплексы, храмы, замки располагались, как правило, на возвышенных местах и господствовали над местностью; их наружный облик отличался монолитной цельностью, был исполнен спокойной и торжественнои силы, подчеркнутой массивностью стен, стереометричностью объемов, мерным ритмом простого по формам архитектурного декора. Внутри здания Романского стиля делились на отдельные пространственные ячейки, перекрытые сводами (иногда куполами) на полуциркульных арках. В изобразительном искусстве главное место занимали монументальные рельефы на порталах храмов и резные капители колонн, а также книжная миниатюра, получившая в эту эпоху значительное развитие. Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство Романского стиля – литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело и т.п. С середины 12 столетия Романский стиль начинает вытесняться зародившейся во Франции и Англии готикой. В 19 веке романское зодчество становится объектом подражания и стилизации в эклектической архитектуре Европы и США (постройки Г.Х. Ричардсона и др.).

Франц фон Штук Franz von Stuck
Top Mail.ru