Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

В Словарь

Живописцы, ваятели, архитекторы
Вазари Джорджо Vasari Giorgio
Валансьен Пьер Valencienne Pierre
Валледжо Борис Vallejo Boris
Ван Гог Винсент Van Gogh Vincent
Ванлоо Луи Мишель Van Loo Louis Michel
Ван Эйк Ян Van Eyck Jan
Ванни Андреа Vanni Andrea
Ванни Липпо Vanni Lippo
Варнек Александр Varnek Aleksandr
Васильев Михаил Vasilyev Mikhail
Васильев Тимофей Vasilyev Timofey
Васильев Федор Vasilyev Fedor
Васильковский Сергей Vasilkovskiy Sergey
Васнецов Аполлинарий Vasneztov Apollinary
Васнецов Аполлинарий Картины
Васнецов Виктор Михайлович Vasnetsov Victor
Васнецов Виктор Росписи Эскизы
Вассилачи Антонио Vassilacchi Antonio
Ватто Антуан Watteau Antoine
Вауэрман Филипс Wouwermann Philips
Ведекинд Иоганн Vedekind Iogann
Вейден Рогир Weyden Rogier
Веккьетта Лоренцо Vecchietta Lorenzo
Веласкес Диего Velasquez Diego
Велде Адриан Velde Adriaen
Велде Виллем Velde Willem
Велде Эсайас Velde Esaias
Венециано Паоло Veneciano Paolo
Верещагин Василий Васильевич Vereschagin Vasily Vas.
Верещагин Василий Картины Vereschagin Vasily
Верещагин Василий Петрович Vereschagin Vasily Pet.
Верещагин Петр Vereschagin Petr
Вермеер Ян Vermeer Jan
Верне Клод Жозеф Vernet Claude Joseph
Вероккьо Андреа Verrocchio Andrea
Веронезе Паоло Veronese Paolo
Виварини Антонио Vivarini Antonio
Виварини Бартоломео Vivarini Bartolomeo
Вигилиус Эриксен Vigilius Eriksen
Вигорозо да Сиена Vigoroso da Siena
Виже-Лебрен Элизабет Vigee-Lebrun Elisabeth
Виллевальде Богдан Villevalde Bogdan
Виноградов Сергей Vinogradov Sergey
Виньола Джакомо Vignola Jiakomo
Витрувий Марк Vitruvius Marcus
Витте Эмманюэл Witte Immanuil
Вишняков Иван Vishnyakov Ivan
Владимиров Иван Vladimirov Ivan
Владимиров Иван Часть 2
Волков Адриан Volkov Adrian
Волков Ефим Volkov Efim
Воробьев Максим Vorobyev Maksim
Врубель Михаил Vrubel Mikhail
Вуаль Жан Луи Vual Jean Lui
Вуэ Симон Vouet Simon
Вьен Жозеф-Мари Vien Joseph-Marie
Вюйяр Эдуар Vuillard Edouard

В Краткий словарь художественных терминов

Вазопись античная, искусство росписи античных керамических сосудов. Древнейшие образцы вазописи относятся к эгейской эпохе: критские вазы с изысканными растительными узорами ("стиль камарес", 20–18 века до нашей эры) и живыми лаконичными изображениями морских животных (в конце 17 – начале 16 века до н.э.), строгие по композиции сосуды "дворцового стиля" (в конце 15 века до н.э.) с геометризованным растительным орнаментом, микенские вазы (14–12 столетия до н.э.) со схематичными фигурами людей и животных. В ранней древнегреческой вазописи выделяются протогеометрический (11–10 века до н.э.) и геометрический (9–8 столетия до н.э.) стили с подчеркивающими тектонику сосудов полосами ритмичных геометрических узоров, "ковровый" или "ориентализирующий" стиль (7 век до н.э.) с полихромными изображениями животных и фантастических существ.

Наиболее совершенные памятники вазописи возникли в эпохи древнегреческой архаики и классики: вазы чернофигурного стиля с силуэтными изображениями, нанесенными черным лаком на желтую или красную глину (6 век до н.э.; выделяющиеся чистотой линий, выразительностью силуэтов, эмоциональной насыщенностью сложных сюжетных сцен работы Эксехия, Амасиса и др.), и краснофигурные росписи (изображения цвета глины на черном лаковом фоне; возникли около 530 года до н.э.), прошедшие стадии "строгого стиля" (в конце 6 – начале 5 века до н.э.; изящные и строгие, при некоторой угловатости рисунка произведения Евфрония, Дуриса, "мастера Брига"), "свободного стиля" (со 2-й четверти 5 века до н.э.) с вазами, отличающимися естественностью композиции украшающих их сцен, точностью и лаконичностью рисунка, "роскошного стиля" (в конце 5 – начале 4 столетия до н.э.), для которого характерны перегруженность композиции фигурами, нарушение органического единства росписи и формы сосуда. С 3 – 2 веков до нашей эры древнегреческая вазопись постепенно пришла в упадок и уступила место украшению сосудов рельефным декором или накладными орнаментальными росписями.

Валёр (франц. valeur, буквально – цена, ценность), в живописи и графике оттенок тона, выражающий, во взаимосвязи с другими оттенками, определенное соотношение света и тени; система валёров, дающих последовательную светотеневую градацию в пределах какого-либо цвета, позволяет тоньше и богаче показывать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов.

Веризм (от итал. vero – правдивый), реалистическое направление в изобразительном искусстве (скульптор В. Вела, живописец Дж. Пеллицца), итальянской литературе (Дж. Верга, Л. Капуана, Г. Деледда), опере (П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини) конца 19 века, близкое к натурализму; характерны интерес к быту бедняков, особенно крестьян, внимание к переживаниям героев, острые драматические коллизии, подчеркнуто эмоциональный стиль.

Версаль (Versailles), королевский дворцово-парковый ансамбль.
Впервые упоминается в 1075 году. В конце 16 века Версаль был небольшой деревушкой в лесу, где иногда охотился Генрих IV. Людовик XIII построил там охотничий дом, а потом охотничий замок, а в 1632 приобрел и деревушку. Людовик XIV, не любивший Сен-Жермен, решил в 1660 превратить версальский замок в королевский дворец. В 1682-1789 годах Версаль – главная резиденция французских королей. Апартаменты королевского дворца в Версале оформлялись по эскизам придворного художника Шарля Лебрена.

Один из крупнейших в мире дворцово-парковый ансамбль Версаля в стиле французского классицизма вырос из охотничьего замка Людовика XIII (1624, перестроен архитектором Ф. Леруа в 1631-34). В результате нескольких строительных периодов (1661-1668, архитектор Л. Лево; 1670-1674, архитектор Ф. д'Орбе; 1678-1679, архитектор Ж. Ардуэн-Мансар) он был превращен в обширный дворец (длина фасада 576 м) с пышной отделкой парадных и жилых интерьеров (художник Ш. Лебрен, с 1661, и др.). Регулярный парк (площадь свыше 6 тыс. га) с бассейнами, фонтанами и скульптурами.
В основу планировки города Версаля, где селилась знать, легли три дороги (в Париж и к королевским дворцам Сен-Клу и Со), шедшие веером от дворца. Точка соединения этих дорог в курдонере (парадном дворе) отмечена конной статуей Людовика XIV (2-я четверть 19 века, скульптор Л. М. Л. Птито).

Среднюю дорогу по другую сторону дворца продолжает эффектная главная аллея с бассейнами и с Большим каналом (длиной 1520 м) – ось симметрии четкой сети прямых аллей громадного регулярного парка (1660-е годы, архитектор А. Ленотр) с нарядными павильонами, фонтанами, скульптурой (Ф. Жирардон, А. Куазевокс и др.). К северу от Большого канала – дворцы Большой Трианон (1687, архитектор Ардуэн-Мансар) и Малый Трианон (1762-1764, архитектор Ж. А. Габриель), к которому прилегает живописный пейзажный парк (1774, архитектор А. Ришар) с «деревней» Марии Антуанетты («хижина», мельница, молочная ферма; 1782-1786, скульптор P. Мик и художник Ю. Робер).
Ансамбль Версаля, в котором пространственный размах барокко сочетается с характерной для классицизма рациональностью построения, оказал определяющее влияние на развитие градостроительства и паркового искусства многих европейских стран. В 1830 ансамбли Версаля превращены в национальный музей. До сих пор по традиции в Версале проводятся концерты на воде.