ArtLine

Картины русских художников и иноземных живописцев при дворе императоров России

А
Аврорин Василий
Айвазовский Иван
Акимов Иван
Алексеев Николай
Алексеев Федор
Аммосов Сергей
Анненков Юрий
Антонелли Дмитрий
Антонов Михаил
Антропов Алексей
Аргунов Иван
Аргунов Николай
Архипов Абрам

Б
Бакалович Степан
Бакст Лев
Бакшеев Василий
Баранов-Россинэ
Басин Петр
Беггров Александр
Бельский Алексей
Бенуа Александр
Берггольц Ричард
Билибин Иван
Богаевский Константин
Богданов-Бельский
Боголюбов Алексей
Бодаревский Николай
Бодри Карл
Борисов Александр
Борисов-Мусатов Виктор
Боровиковский Владимир
Боткин Михаил
Бочаров Михаил
Браз Осип
Бродский Исаак
Бронников Федор
Бруни Лев
Бруни Николай
Бруни Федор
Брюллов Александр
Брюллов Карл
Брюллов Павел
Бурлюк Давид

В
Варнек Александр
Васильев Михаил
Васильев Тимофей
Васильев Федор
Васильковский Сергей
Васнецов Аполлинарий
Васнецов Виктор
Ведекинд Иоганн
Верещагин Василий В.
Верещагин Василий П.
Верещагин Петр
Вигилиус Эриксен
Виллевальде Богдан
Виноградов Сергей
Вишняков Иван
Владимиров Иван
Владимиров Акварели
Волков Адриан
Волков Ефим
Воробьев Максим
Врубель Михаил
Вуаль Жан Луи

Г
Ге Николай
Голике Вильгельм
Гончарова Наталия
Горюшкин-Скоропудов
Грибков Сергей
Григорьев Борис
Гроот Георг
Гроот Иоганн

Д
Денисов Александр
Дейнека Александр
Дмитриев-Оренбургский
Доу Джордж
Дрождин Петр

Е
Егоров Алексей
Ендогуров Иван
Ендогуров Сергей
Езучевский Михаил
Ж
Жуковский Станислав
Журавлев Фирс

З
Заболотский Петр
Загорский Николай
Захаров Петр
Занковский Илья
Зарянко Сергей

И
Иванов Александр
Иванов Андрей
Иванов Михаил
Иванов Сергей
Исачев Александр

К
Казанцев Владимир
Кандинский Василий
Капков Яков
Каравак Луи
Крамской Иван
Кузьмич Алексей
Куинджи Архип
Кустодиев Борис

Л
Ладюрнер Адольф
Лампи Иоганн
Ле Дантю Михаил
Лебедев Клавдий
Левитан Исаак
Литовченко Александр

М
Мазуровский Виктор
Маковский Владимир
Маковский Константин
Матвеев Андрей
Михайлов Григорий
Монье Жан-Лоран

Н
Натье Жан-Марк
Невзоров Петр
Нестеров Михаил
Нефф Тимофей
Новоскольцев Александр

О
Олешкевич Иосиф
Орлов Пимен
Осмеркин Александр
Остроумова-Лебедева
Остроухов Илья

П
Пелевин Иван
Перов Василий
Перов Василий II
Плахов Лавр
Прянишников Илларион
Пукирев Василий

Р
Репин Илья
Рерих Николай
Рослин Александр
Ротари Пьетро
Рубо Франц

Т
Танков Иван
Таннауэр Иоганн
Творожников Иван
Теребенев Михаил
Ткаченко Михаил
Тимашевский Орест
Тимм Василий
Токке Луи
Толстой Федор
Торелли Стефано
Тропинин Василий
Тропинин Портреты
Трутнев Иван
Трутовский Константин
Тупылев Иван
Тыранов Алексей
Тюрин Иван
Тюрин Платон
Тютрюмов Никанор
С
Савицкий Константин
Серов Валентин
Скотти Михаил
Сорокин Евграф
Суриков Василий

У
Угрюмов Григорий
Ульянов Николай И.
Ульянов Николай П.
Уткин Петр

Ф
Федотов Павел
Федотов Павел II
Филиппов Константин
Флавицкий Константин

Х
Харламов Алексей
Харламов Николай
Хохряков Николай
Христинек Карл
Хруцкий Иван
Худояров Василий
Худяков Василий

Ц
Ционглинский Иван

Ч
Чернецов Григорий
Чернецов Никанор
Чернышев Алексей
Чистяков Павел
Чумаков Федор

Ш
Шамшин Петр
Шанкc Эмилия
Шарлемань Адольф
Шварц Вячеслав
Шебуев Василий
Шервуд Владимир
Шибанов Михаил
Шильдер Николай
Шишкин Иван
Штейбен Карл
Штембер Виктор
Штернберг Василий
Шукаев Григорий
Шульц Карл
Шурыгин Арсений
Шустов Николай
Шухаев Василий
Шухвостов Степан

Щ
Щедрин Семен
Щедрин Сильвестр
Щедровский Игнатий
Щукин Степан

Э
Эггинк Иван
Экгорст Василий
Экстер Александра
Эллерт Николай
Эрасси Михаил

Ю
Юнге Екатерина
Юон Константин
Юшанов Алексей
Юшков Федор

Я
Явленский Алексей
Якерсон Давид
Якимов Иван
Якоби Валерий
Яковлев Александр
Яковлев Гавриил
Яковлев Иван
Яковлев Павел
Якулов Георгий
Якунчикова-Вебер
Янов Александр
Яремич Степан
Ярошенко Николай
Ярошенко Картины
Ярцев Григорий

* Представлены также биографии русских художников и иноземных живописцев, работавших при дворе российских императоров

Жанровая русская живопись. Бытовой жанр.

Этот жанр считался в былые времена второстепенной, побочной отраслью живописи. Особенно в русском искусстве, долго служившем для услады лишь высшего общества и подчинявшемся академической рутине, изображение повседневной жизни и народного быта считалось делом неважным – забавой, которой художникам позволительно развлекаться в виде отдыха от других, более серьезных трудов. Жанровые картины в прошлом столетии и начале нынешнего выходили по большей части из-под кисти исторических живописцев, которые, исполняя их, не могли отрешиться от условности и подражательности, усвоенных ими еще на школьной скамье. Жизнь простых смертных с ее типами, нравами и обычаями воспроизводилась лишь с малыми отступлениями от правил, узаконенных для так называемых высоких, благородных сюжетов.

Хотя Академия Художеств не раз задавала своим ученикам для конкурса на медали программы вроде «посиделок», «сенокоса в деревне» и «пастухов со стадом», хотя зрелые художники, такие как, например, И. Танков, Ф. Яненко, И. Акимов, брались изображать праздники в провинциальных городах, путешественников, застигнутых бурей, проводы ратников на войну и т.п., однако картины на подобные темы представляли не живые лица и сцены, а манекены, сгруппированные согласно академическим правилам композиции и поставленные в принужденные позы, с надлежащим образом придуманными жестами, с условно-схематическим выражением на лицах, с костюмами и околичностями, свидетельствующими о слабо развитой наблюдательности исполнителей этих картин или об их старании облагородить действительность. Под названием русских простолюдинов выводились на сцену актеры, привыкшие играть роли то античных героев, то французских пейзан. Очень мало действительно русского было также в картинах и рисунках на сюжеты из нашего народного быта, доставивших известность поляку А. Орловскому, в 1810 – 1830-х годах.