Арт Small Bay
Брейгель Картины
Натье Картины
Художники Италии

Дизайн Bottom

Картины русских художников и иноземных
живописцев при дворе российских императоров

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
А
Аврорин Василий
Айвазовский Иван
Акимов Иван
Алексеев Николай
Алексеев Федор
Аммосов Сергей
Анненков Юрий
Антонелли Дмитрий
Антонов Михаил
Антропов Алексей
Аргунов Иван
Аргунов Николай
Архипов Абрам

Б
Бакалович Степан
Бакст Лев
Бакшеев Василий
Баранов-Россинэ Владимир
Басин Петр
Беггров Александр
Бельский Алексей
Бенуа Александр
Берггольц Ричард
Билибин Иван
Богаевский Константин
Богданов-Бельский Николай
Боголюбов Алексей
Бодаревский Николай
Бодри Карл
Борисов Александр
Борисов-Мусатов Виктор
Боровиковский Владимир
Боткин Михаил
Бочаров Михаил
Браз Осип
Бродский Исаак
Бронников Федор
Бруни Лев
Бруни Николай
Бруни Федор
Брюллов Александр
Брюллов Карл
Брюллов Павел
Бурлюк Давид

В
Варнек Александр
Васильев Михаил
Васильев Тимофей
Васильев Федор
Васильковский Сергей
Васнецов Аполлинарий
Васнецов Аполлинарий II
Васнецов Виктор
Васнецов Виктор Росписи
Ведекинд Иоганн
Верещагин Василий
Верещагин Василий Петрович
Верещагин Петр
Вигилиус Эриксен
Виллевальде Богдан
Виноградов Сергей
Вишняков Иван
Владимиров Иван
Владимиров Акварели
Волков Адриан
Волков Ефим
Воробьев Максим
Врубель Михаил
Вуаль Жан Луи

Г
Ге Николай
Голике Вильгельм
Гончарова Наталия
Горюшкин-Скоропудов
Грибков Сергей
Григорьев Борис
Гроот Георг
Гроот Иоганн

Д
Денисов Александр
Дейнека Александр
Дмитриев-Оренбургский
Доу Джордж
Дрождин Петр

Е
Егоров Алексей
Ендогуров Иван
Ендогуров Сергей
Езучевский Михаил

Ж
Жуковский Станислав
Журавлев Фирс

З
Заболотский Петр
Загорский Николай
Захаров Петр
Занковский Илья
Зарянко Сергей

И
Иванов Александр
Иванов Андрей
Иванов Михаил
Иванов Сергей
Исачев Александр

К
Казанцев Владимир
Кандинский Василий
Капков Яков
Каравак Луи
Крамской Иван
Кузьмич Алексей
Куинджи Архип
Кустодиев Борис

Л
Ладюрнер Адольф
Лампи Иоганн
Ле Дантю Михаил
Лебедев Клавдий
Левитан Исаак
Литовченко Александр

М
Мазуровский Виктор
Маковский Владимир
Маковский Константин
Матвеев Андрей
Михайлов Григорий
Монье Жан-Лоран

Н
Натье Жан-Марк
Невзоров Петр
Нестеров Михаил
Нефф Тимофей
Новоскольцев Александр

О
Олешкевич Иосиф
Орлов Пимен
Осмеркин Александр
Остроумова-Лебедева Анна
Остроухов Илья

П
Пелевин Иван
Перов Василий
Плахов Лавр
Прянишников Илларион
Пукирев Василий

Р
Репин Илья
Рерих Николай
Рослин Александр
Ротари Пьетро
Рубо Франц

С
Савицкий Константин
Серов Валентин
Скотти Михаил
Сорокин Евграф
Суриков Василий

Т
Танков Иван
Таннауэр Иоганн
Творожников Иван
Теребенев Михаил
Ткаченко Михаил
Тимашевский Орест
Тимм Василий
Токке Луи
Толстой Федор
Торелли Стефано
Тропинин Василий
Тропинин Портреты
Трутнев Иван
Трутовский Константин
Тупылев Иван
Тыранов Алексей
Тюрин Иван
Тюрин Платон
Тютрюмов Никанор

У
Угрюмов Григорий
Ульянов Николай Иванович
Ульянов Николай Павлович
Уткин Петр

Ф
Федотов Павел
Филиппов Константин
Флавицкий Константин

Х
Харламов Алексей
Харламов Николай
Хохряков Николай
Христинек Карл
Хруцкий Иван
Худояров Василий
Худяков Василий

Ц
Ционглинский Иван

Ч
Чернецов Григорий
Чернецов Никанор
Чернышев Алексей
Чистяков Павел
Чумаков Федор

Ш
Шамшин Петр
Шанкc Эмилия
Шарлемань Адольф
Шварц Вячеслав
Шебуев Василий
Шервуд Владимир
Шибанов Михаил
Шильдер Николай
Шишкин Иван
Штейбен Карл
Штембер Виктор
Штернберг Василий
Шукаев Григорий
Шульц Карл
Шурыгин Арсений
Шустов Николай
Шухаев Василий
Шухвостов Степан

Щ
Щедрин Семен
Щедрин Сильвестр
Щедровский Игнатий
Щукин Степан

Э
Эггинк Иван
Экгорст Василий
Экстер Александра
Экстер Эскизы
Эллерт Николай
Эрасси Михаил

Ю
Юнге Екатерина
Юон Константин
Юшанов Алексей
Юшков Федор

Я
Явленский Алексей
Якерсон Давид
Якимов Иван
Якоби Валерий
Яковлев Александр
Яковлев Гавриил
Яковлев Иван
Яковлев Павел
Якулов Георгий
Якунчикова-Вебер
Янов Александр
Яремич Степан
Ярошенко Николай
Ярошенко Картины
Ярцев Григорий

* Представлены также биографии русских художников и иноземных живописцев,
работавших при дворе российского императорского дома Романовых


Жанровая русская живопись. Бытовой жанр.

Этот жанр считался в былые времена второстепенной, побочной отраслью живописи. Особенно в русском искусстве, долго служившем для услады лишь высшего общества и подчинявшемся академической рутине, изображение повседневной жизни и народного быта считалось делом неважным — забавой, которой художникам позволительно развлекаться в виде отдыха от других, более серьезных трудов. Жанровые картины в прошлом столетии и начале нынешнего выходили по большей части из-под кисти исторических живописцев, которые, исполняя их, не могли отрешиться от условности и подражательности, усвоенных ими еще на школьной скамье. Жизнь простых смертных с ее типами, нравами и обычаями воспроизводилась лишь с малыми отступлениями от правил, узаконенных для так называемых высоких, благородных сюжетов.

Хотя Академия Художеств не раз задавала своим ученикам для конкурса на медали программы вроде «посиделок», «сенокоса в деревне» и «пастухов со стадом», хотя зрелые художники, такие как, например, И. Танков, Ф. Яненко, И. Акимов, брались изображать праздники в провинциальных городах, путешественников, застигнутых бурей, проводы ратников на войну и т.п., однако картины на подобные темы представляли не живые лица и сцены, а манекены, сгруппированные согласно академическим правилам композиции и поставленные в принужденные позы, с надлежащим образом придуманными жестами, с условно-схематическим выражением на лицах, с костюмами и околичностями, свидетельствующими о слабо развитой наблюдательности исполнителей этих картин или об их старании облагородить действительность. Под названием русских простолюдинов выводились на сцену актеры, привыкшие играть роли то античных героев, то французских пейзан. Очень мало действительно русского было также в картинах и рисунках на сюжеты из нашего народного быта, доставивших известность поляку А. Орловскому, в 1810 — 1830-х годах.



Родоначальником национальных русских жанров надо признать А. Венецианова. Он жил среди простого народа, отлично знал и любил его; благодаря его артистическому образованию, полученному им под академической формулой, между его врожденной наблюдательностью и природой не стояло никаких ширм, которые мешали бы ему видеть действительность правильно и воспроизводить ее всецело, не с прибавками или убавками, общепринятыми в тогдашней живописи. Однако он не тотчас же увлек на свой путь других художников — как потому, что почва для народного жанра была еще недостаточно подготовлена, так и потому, что в своих работах он не шел дальше добросовестной передачи случайно попадавшихся типов и сочинения нехитрых идиллических сцен. После картинок Венецианова с этикетом жанров стали являться у нас под влиянием Брюллова изображения итальянского и восточного быта или же хотя и русские по сюжету, но задуманные с целью щегольнуть эффектностью, подчас и поласкать чувственность зрителя, а не с тем, чтобы выставить в верном свете ту или другую сторону народной жизни (фигуры разных итальянок М. Скотти и Н. Тихобразова, «Турчанка в бане» С. Деладвеза, «Крестьянка, ставящая свечку перед образом» Г. Михайлова, «Поцелуй» Ф. Моллера и т. д.).

Между тем, в русском обществе уже зрели национальные идеи и возникали стремления, охватившие его в начале царствования Александра II и нашедши себе осуществление в великих реформах этой эпохи. Литература, как верное зеркало общественного настроения, уже отражала в себе эти идеи и стремления, тогда как изобразительные искусства еще оставались равнодушными к ним. Первый из художников, кто откликнулся на общественные вопросы, затронутые литературой, был П. Федотов — скорее дилетант, чем настоящий живописец, произведший лишь несколько картин, но явившийся в них, равно как и в своих рисунках, тонким наблюдателем и остроумным сатириком, рельефно выставляющим на вид грустные или смешные черты современной отечественной жизни. Однако путь, открытый для жанристов Федотовым, некоторое время оставался пустым — до тех пор, пока Россия, отрезвленная неудачей Крымской кампании, не пробудилась от самодовольного усыпления и под скипетром царя-Освободителя не двинулась к всестороннему прогрессу. Лишь только в русском обществе оживилось национальное чувство, проснулось сознание собственных достоинств и недостатков, закипела работа над обновлением жизненного строя и все это стало выражаться в литературе, получившей некоторую свободу, живопись, уже подготовленная к тому Федотовым, пустилась звучно вторить голову общественного мнения и печати. Поднимали ли они вопросы о положении крестьян и меньших братий, о несостоятельности прежних административных порядков, о сословных пороках, об искоренении в народе пьянства, о необходимости широкого распространения в нем грамотности и т.п. — на все это немедленно откликалась кисть наших живописцев, то ограничиваясь прямой иллюстрацией литературных произведений, то изобретая свои сюжеты под влиянием навеянных ими мыслей и впечатлений.

Таким образом, русский бытовой жанр принял публицистический характер и вместе с тем предался полному реализму, без которого его цель — обличение и исправление социальных недостатков — была бы недостижима. Увлекаясь этой целью, большинство новейших жанристов пренебрегало изображением отрадных явлений, которые при всей неприглядности народной жизни все-таки нередки в ней. Старание действовать больше на ум, чем на чувство зрителя, слишком прямая проповедь морали в ущерб художественному впечатлению, тенденциозность, пересоленный сарказм или юмор, составляют недостатки, общие многочисленным художникам, трудившимся в указанном направлении. Поощряемые интересом, с которым публика встречала их произведения, они продолжали идти по тому же пути и тогда, когда вопросы, волновавшие общество в период государственных реформ, утратили прежнее значение.

Обличительный и тенденциозный характер бытовая живопись особенно упорно сохраняла в группе артистов, образовавших в 1872 году Товарищество передвижных художественных выставок или примкнувших в нему впоследствии. Наиболее выдающиеся жанристы этой группы — барон М.П. Клодт, Г. Мясоедов, К. Савинский, И. Прянишников, Н. Непрев, В. Максимов, В. Маковский, И. Репин, Н. Ярошенко и высокодаровитый В. Перов. Из бытовых живописцев, не принадлежавших к названному товариществу, заслуживают быть упомянутыми И. Соколов, К. Трутовский, В. Якоби, Ф. Журавлев, А. Корзухин и А. Волков. В последнее время «идейные» жанровые картины стали все реже и реже являться на выставки; да и вообще бытовая живопись перестала быть отраслью, усердно возделываемой в нашем искусстве: ее вытеснил из него пейзаж.
По материалам статьи из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.




История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Библиотека | Астрология | Магия | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Веронезе Картины
Ренуар Картины
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004-2017 © Small Bay Ltd